Танго Йо-Йо Ма

Обладатель пятнадцати Grammy привез в Россию пеструю программу, которую он сравнил с "книжной полкой". Йо-Йо Ма сыграл ее вместе со своей давней партнершей, пианисткой Кэтрин Стотт.
На самом деле Йо-Йо Ма в Москве уже играл - это было в Зале Чайковского, еще в советские времена, когда сложно было предугадать в начинающем франко-американском китайце будущую звезду. Повсеместная слава музыканта, недавно отметившего свое 50-летие, держится конечно же не только на его умении извлекать из виолончели точные звуки, но и на необыкновенной открытости ко всему, что звучит в мире. Будь то уважаемая классика, джаз, фольклор африканских народов Калахари или музыка композиторов Средней Азии, которую он объездил несколько лет назад. Эти страны входят в его любимый проект "Шелковый путь", который, как и в античности, тянется от Средиземного моря до Тихого океана, но теперь имеет не торговые, а музыкальные, исследовательские и просто коммуникативные цели.
Йо-Йо Ма выступает и с солидными маэстро, и чернокожим гуру импровизации Бобби Макферрином. С равным удовольствием играет нечто совершенно серьезное и что-нибудь из разряда "ум-ца-ца". В нем много внемузыкального очарования его улыбка, демократизм, попытка самому, в обход могучего работника сцены БЗК, поменять стул для пианистки, вызвали у консерваторской публики не меньше радости, чем само музицирование.
На сцене Большого зала консерватории работал невероятно слаженный, понимающий друг друга с полузвука музыкантский дуэт, где Кэтрин Стотт, одетая в вызывающую красную майку, отвечала за четкость и резкость, а улыбчивый Йо-Йо Ма за элегантность и артистизм. Этот сплав не всегда приносил одинаковые результаты. Второе отделение прошло на спаде. Интереснее оказалось первое с не похожим на себя Шостаковичем, аккуратной шубертовской "Арпеджионе" и "Le Grand Tango" Астора Пьяццоллы.
Сравнить нам эту долгожданную пару (гастроли были запланированы почти два года назад, но из-за болезни виолончелиста отменились) практически не с чем. Разве что со сходными по статусу и качеству ансамблевой выучки Анне-Софи Муттер с Ламбертом Оркисом. Но там вопросов не было совсем скрипачка номер один в мире ею и оказалась. Здесь все тоже было бы отлично, если бы это ровное и слишком уж беспроблемное музицирование не принадлежало виолончелисту номер один.