Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Переезд "Мазепы"

Афиша Пермской оперы пополнилась новым названием. На сей раз это первая из серии трагических опер Чайковского - опера "Мазепа". Интригой премьеры является то, что ее постановка была осуществлена Георгием Исаакяном еще в 1999 году в екатеринбургской опере. За семь лет "жизни" она успела стать "номинанткой" "Золотой маски" и удостоилась местных премий и наград. После смены главного дирижера в Екатеринбургском театре оперы и балета спектакль сняли с репертуара.
0
Георгий Исаакян поставил в Перми оперу из своего екатеринбургского периода (фото Ольга Сорокина)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Афиша  Пермской оперы пополнилась новым названием. На сей раз это первая из серии трагических опер Чайковского - опера "Мазепа". Интригой премьеры является то, что ее постановка была осуществлена Георгием Исаакяном еще в 1999 году в екатеринбургской опере. За семь лет "жизни" она успела стать "номинанткой" "Золотой маски" и удостоилась местных премий и наград. После смены главного дирижера в Екатеринбургском театре оперы и балета спектакль сняли с репертуара. Продолжить жизнь"любимого детища" решились режиссер и художник постановки. Декорации оставили те же. Равно как и трактовку.

Чайковский назвал свою оперу именем гетмана, тем самым обозначив ее главного героя. Однако вопреки идее композитора, и оставаясь верным самому себе, режиссер Исаакян, на первый план вновь вывел историю женщины. Мария — возлюбленная старика Мазепы ради мужа предает друзей, родной дом и покидает родителей. Храня верность и любовь к единственному мужчине, она становится причиной смерти отца и друга. И лишь в конце трагедии осознает, что любила подлого и бескомпромиссного злодея, убивающего и предающего не только своих сородичей, но и,  в конце концов, предающего ее.

Сохранив музыкальный материал, режиссер и художник отказались от этнографических и исторических подробностей. Все, как всегда у Исаакяна, достаточно условно. Нет ни народных украинских костюмов, ни плетней у хаты, ни подробностей военной жизни. Лишь обозначения. Чистоту любви Марии подчеркивает белое (правда, чересчур объемное) одеяние. Обстоятельства войны угадываются во "вневременных"  шинелях и брюках-галифе. Сценография же не столь условна, сколь образна. Художник Станислав Фесько (г. Екатеринбург) затемненную сцену затянул в белые полотнища, напоминающие то стекающую  с небес воду, то заледенелые стены. На этом серо-белом фоне с самого начала появляются кадры, демонстрирующие стихии. При этом стихии разрушающие. Это огненная лава вулкана, цунами, снежная лавина…

Весь видеоряд подобран в соответствии с настроением музыки. Поэтому иногда это — "что вижу, то и слышу" было несколько "лобовым" и иллюстрационным. На самой сцене вместо деревьев и цветов из земли растут огромных размеров гвозди, правда, не острием, а шляпками вверх. Центром всего пространства является серый большой шар в когтистой лапе. Великолепный музыкальный ряд Чайковского, как всегда, не лишенный эмоциональности и надрыва, нашел адекватное решение в режиссерской трактовке. Пожалуй, впервые Исаакян "подводным течениям", сдобренными намеками и загадками (которые мало кто угадывает…) предпочел лаконичность и доступность. На первый план  выведена, прежде всего, сюжетная канва. Все мизансцены пусть статичны (исключая небольшие бои), зато более четки, графичны и понятны.

Здесь нет "мозгового штурма", здесь есть страсти и эмоции. Здесь нет "занудных" арий — монологов, здесь есть действие, за которым следишь и в котором пусть внутренне, но участвуешь. Которому хочется сопереживать. Режиссер, как всегда, требует от зрителя острых переживаний. "Это самый настоящий театр XX и XXI века — с его жестокостью и экспрессивностью, — говорит Исаакян, — душа в театре должна не только порадоваться, но и пострадать. Театр — это место, где происходят молнии…" Добавлю, что на главные партии режиссер выбрал сильнейших солистов. Это Светлана Боровикова, Татьяна Полуэктова, Владимир Тайсаев, Сергей Перов. Приятно порадовал своей слаженностью и хор. Наконец, оркестр под управлением дирижера Валерия Платонова приоткрыл современникам еще одну сторону творчества гениального Чайковского.

Комментарии
Прямой эфир