Почему Буш дал России добро на ВТО?

Комментарии о согласии США пустить Россию во Всемирную торговую организацию (ВТО) охватывают, казалось бы, все. И какие финансово-экономические выгоды выторговали для себя Москва и Вашингтон и какие политические "размены" стоят за соглашением, переговоры по которому шли много лет, и чем обернется для нас будущее членство в ВТО. Обойденным остается один, казалось бы, очевидный вопрос: а почему Буш решил подписать многострадальный протокол именно сейчас?
Ведь никаких прорывов на переговорах в последние недели не произошло. Все положения документа были в основном уже давно согласованы. В чем же дело? Владимир Путин после церемонии подписания протокола особо отметил: "Конечно, это было бы невозможно без политической воли президента США". Почему эта воля у Буша появилась именно сейчас? Что подвигло американского президента сделать нам шаг навстречу именно тогда, когда в нынешних отношениях Москвы и Вашингтона многие усматривают новое издание "холодной войны"?
Нелишне вспомнить, что последние пару лет, если не больше, мы не раз слышали: еще немного, еще чуть-чуть, и стороны придут к согласию. Но каждый раз что-то срывалось. В последний год ситуация стала просто анекдотической. По весне на "доверительных встречах" с экспертами и журналистами высокопоставленные представители Белого дома заявляли (сам слышал!): переговоры идут успешно и завершатся в ближайшие недели. Затем срок скорректировали — под саммит "восьмерки" в Питере. Опять не сложилось. А потом в Америке наступили выборы, и все там о России заговорили исключительно сурово. Когда демократы взяли под контроль конгресс, все приуныли: в ближайшие годы ВТО России скорее всего не видать. И только с нашей стороны прозвучало нечто похожее на "а не очень-то и надо", как — бац! Договорились! С какой вдруг стати?
Вряд ли кто сомневался, что согласие пустить Россию в ВТО американцы использовали как рычаг давления на Москву и торг за экономические позиции превращался в политическое орудие. Россия оставалась последней мировой экономикой такого масштаба, которая не входила в ВТО, а значит, могла играть по своим, а не по общим правилам, пусть даже и себе в ущерб. Но ущерб от положения "ни войны, ни мира" грозил не только нам. Американские корпорации тоже несли потери из-за упущенной выгоды, потому что не могли развернуться в России, чья экономика приобрела в последние годы очевидную привлекательность для иностранцев.
Скорее всего в Белом доме после поражения от демократов решили: внутриполитический ресурс переговоров о вступлении России в ВТО отработан, терять нечего, а значит, пришло время использовать их чисто экономическую выгоду. При этом очевидно, что Москва, оценив шаг Вашингтона, будет настроена на решение и других проблем, где уже американцам надо согласие россиян. Так что игра при тех картах, что остались у Буша на руках, самая оптимальная. Если конгресс заблокирует шаги президента-республиканца в отношении Москвы — спрос уже не с Буша, а с демократов. А там, глядишь, и новые выборы подоспеют, на которых опять всплывет вопрос: "Кто потерял Россию?"
Аргументы, повлиявшие на решение Белого дома
— Повышение привлекательности России для иностранных инвесторов. Риск того, что ЕС обойдет США в перспективных российских экономических проектах, прежде всего — в энергодобыче.
— Внутриполитический ресурс переговоров о допуске России в ВТО после поражения республиканцев на выборах администрацией Буша был утерян. Это открыло возможность для принятия прагматического решения, объективно выгодного американскому бизнесу.
— Сделав шаг навстречу Москве, Вашингтон вправе ожидать от нее более конструктивного подхода и к тем международным проблемам, которые не решаются без России.
Кто еще долго стоял в этой очереди
Россия пытается вступить в ВТО уже 13 лет. Многолетний период ожидания так или иначе прошли все страны с большим коммунистическим прошлым или настоящим. Китаю потребовалось 12 лет, чтобы согласовать со всеми странами — членами ВТО условия своего присоединения. Вьетнам пробивался в ВТО 11 лет, и лишь недавно его усилия увенчались успехом. 13 лет ведет переговоры Украина, но с американцами Киев договорился раньше Москвы.
Что такое поправка Джексона—Вэника
В 1974 году в США по предложению сенаторов Генри Джексона и Чарльза Вэника была принята поправка к закону о торговле, которая увязывала свободу эмиграции с торгово-экономическими отношениями. Незадолго до этого в СССР ввели новые правила эмиграции для евреев, предусматривающие выплату компенсации за образование. В итоге американо-советская торговля была существенно ограничена. Недавно из-под действия поправки была выведена Украина, но в отношении большинства стран СНГ она действует.