Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Шаги к Эмилю Гилельсу

В Московской консерватории празднуют 90-летие одного из столпов советского фортепианного искусства - Эмиля Гилельса. Фестиваль, посвященный этому событию, начался 19 октября, в день рождения музыканта, и продлится до 10 ноября. Положа руку на сердце, конечно, приходится констатировать, что фестивальная атмосфера никак не соответствует тем головокружительным ощущениям, что вызывали в свое время имя и игра Гилельса.
0
Одна из последних фотографий Эмиля Гилельса
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Московской консерватории празднуют 90-летие одного из столпов советского фортепианного искусства - Эмиля Гилельса. Фестиваль, посвященный этому событию, начался 19 октября, в день рождения музыканта, и продлится до 10 ноября.

Положа руку на сердце, конечно, приходится констатировать, что  фестивальная атмосфера никак не соответствует тем головокружительным ощущениям, что вызывали в свое время имя и игра Гилельса.

Его карьера началась необыкновенно рано. В 13 лет он дал свой первый сольный концерт в родной Одессе. В 16 — прогремел на всю страну как победитель Всесоюзного конкурса 1933 года. В 1938-м выиграл конкурс в Брюсселе и прославился уже на весь мир, на долгие годы став одним из главных знамен социалистической культуры. В 1955-м он стал первым советским исполнителем, посетившим Америку (его гастрольные туры вообще отличались невероятным размахом). В 1958 году Гилельс возглавил жюри Первого конкурса Чайковского. Обязательными атрибутами всенародной славы Гилельса были Ленинская премия и звание Героя Соцтруда. Но они дополнялись наградами со всего мира, доказывающими, что штатный виртуоз СССР все-таки был фигурой мирового фортепианного пространства.

Фантастическая техника Гилельса, о которой вспоминают в первую очередь, конечно, была не единственной причиной его знаменитости. Весомость его интерпретаций, их мужественность, цельность, гармоничность, здоровая энергетика — все это хорошо вписывалось в эпоху, в которую он жил, не противореча при этом серьезному пониманию искусства. С годами Гилельс сильно менялся, и если поначалу он ассоциировался прежде всего с романтическими виртуозными пьесами и считался эталонным исполнителем концертов Чайковского, то со временем прославился своим Бетховеном.

Сейчас такого масштаба музыкантов если и можно найти (Гилельсу, например, посвятил свой последний перед ремонтом в питерской филармонии концерт Григорий Соколов), то в консерваторский фестиваль, наверное, не собрать. Но остается другой способ отблагодарить пианиста — это грамотное обращение с его архивом: фотографиями, воспоминаниями и, конечно, записями.

Дисков было издано и издается сейчас бессчетное количество. Для простых меломанов это радость, для потомков — сплошная головная боль с авторскими правами. Внук Гилельса Кирилл вынужден был даже после консерватории получить второе образование — юридическое. Впрочем, сейчас, по его словам, путаница 90-х годов более-менее прекратилась.

В семье остался большой архив, который пока на 90 процентов не опубликован. Поэтому едва ли не самым удачным юбилейным проектом выглядит только что открытый сайт (www.emilgilels.com), который, что характерно, был инициирован из Германии. Сайт будет на трех языках. Его организовал живущий в Германии профессор Феликс Готлиб, пользуясь поддержкой семьи Гилельса. Самое трогательное, что там есть, — эссе супруги Гилельса Фаризет, которая перечисляет типы шагов своего мужа: уверенные шаги перед выходом в аэропорт, чеканный и достойный шаг идущего "на Голгофу" Большого зала консерватории, домашние шаги, осторожные шаги заходящего в холодную воду, задорные шаги после сауны, шаги после болезни сердца, шаги навстречу внуку, шаги, усталые от хождения впустую по поликлинике, свинцовые шаги после последней в жизни поездки.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...