Мэрия Москвы попала в яму у стен Кремля

Власти Москвы решили не комментировать решение президиума Верховного арбитражного суда России о признании недействительными итогов конкурса на застройку Зарядья до тех пор, пока не получат обоснование судебного решения. Их головную боль можно понять - судебные тяжбы по итогам конкурса длились два года, и прохождение их в предыдущих инстанциях никаких серьезных тревог у мэрии и победителя конкурса - главы "СТ Девелопмент" Шалвы Чигиринского - не вызывало. Привыкнув застраивать столицу России по своему вкусу и разумению, мэрия в данном проекте, пожалуй, впервые натолкнулась на серьезное противостояние федеральных структур. А москвичи в итоге вместо уже практически снесенной гостиницы "Россия" могут получить под стенами Кремля гигантский котлован на долгие годы пока не станет ясно, кто и как в итоге будет застраивать эту территорию.
Чтобы понять, что на самом деле произошло, придется вернуться на два года назад. В ноябре 2004 года в мэрии Москвы прошел конкурс на право застройки территории гостиницы "Россия", который с самого начала был объявлен "нетрадиционным". Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин объяснял исключение из правил желанием "избежать давления денег на этот конкретный проект". Дескать, цель мэрии куда более благородна, чем просто пополнить городской бюджет: не только построить рядом с Кремлем комплекс пятизвездочных отелей, но и попутно восстановить утраченную архитектуру Зарядья.
Вместе с тем проект застройки был объявлен инвестиционным у города не было средств на стройку такого масштаба. То есть противоречие было заложено в самих условиях: с одной стороны, члены конкурсной комиссии должны были выбрать наиболее сильный градостроительный проект, с другой выгодный городу финансово.
Фирма Шалвы Чигиринского "СТ Девелопмент" предложила построить комплекс пятизвездочных отелей на 13 гектарах возле Кремля за $830 млн против $1,45 млрд, предложенных ЗАО "Монаб" (принадлежит Еврофинанс-Моснарбанку), и $2 млрд, заявленных австрийским холдингом "Штрабаг АГ". То есть Чигиринский, предложив меньше всех, из фаворитов конкурса (таковым он считался по причине дружеских связей с мэрией Москвы) вдруг превратился в аутсайдеры. Тем более что и предложенная им архитектурная концепция, как посчитали приглашенные на конкурс эксперты, превышала разрешенную условиями конкурса застройку почти на 50%.
Тем не менее после трех часов обсуждения 18 членов комиссии из 25 проголосовали за самое дешевое предложение Чигиринского. На втором месте оказалась концепция ЗАО "Монаб" (7 голосов из 25). Сразу после конкурса представитель ЗАО "Монаб" Андрей Галиев заявил, что будет оспаривать итоги конкурса в суде. В среду Галиев сообщил "Известиям", что, несмотря на долгие судебные тяжбы, их итог его вполне удовлетворил и он уверен, что решение президиума ВАС пойдет на пользу инвестиционному климату в Москве, который, как он надеется, станет отныне более прозрачным.
Теперь слово за мэрией. Оспорить решение президиума "вышки", говорят юристы, закон не разрешает. Но заметим, что это решение отменяет не сам конкурс, а его итоги. То есть у мэрии есть сегодня как минимум четыре выхода из скандальной ситуации.
Первый попытаться договориться с ЗАО "Монаб" закулисно и найти какие-то весомые аргументы, чтобы выигравшая сторона не сильно настаивала на исполнении решения суда. В среду, правда, представитель истца заявил "Известиям", что на сепаратные переговоры они после всего пережитого не пойдут.
Вариант второй объявить новый конкурс и начать все сначала, на что могут уйти годы.
Вариант третий, на который, видимо, надеются представители ЗАО "Монаб", еще раз собрать конкурсную комиссию и признать победу не за Чигиринским (ее признал незаконной суд), а за фирмой, занявшей по итогам голосования второе место, то есть за ЗАО "Монаб", как в спорте, когда золотая медаль призера, уличенного в принятии допинга, переходит серебряному медалисту. Впрочем, градостроительство не спорт, и здесь могут быть неожиданности.
Мэрия также может попытаться доказать, что работы по застройке Зарядья ведутся сегодня по заключенному инвестконтракту, который в суде никто не оспаривал, и в бешеном темпе продолжать работы по условиям инвестконтракта они должны быть завершены в 2008 году. В этом случае истцу ЗАО "Монаб" придется вновь доказывать в судах, что инвестконтракт заключен именно по итогам конкурса.
Самое обидное во всем этом скандале, что споры сейчас ведутся не столько по архитектуре уникального, знакового для Москвы места, сколько по барышам, которые можно на нем наварить, точнее по тому, кому они достанутся. Как заявил в среду "Известиям" главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, по сути все проекты, которые рассматривались на конкурсе два года назад, были похожи и, к сожалению, все не слишком удачны.
Концепция Чигиринского была, пожалуй, чуть более имперской, а две других, извините, слишком местечковыми, говорит Кузьмин. Но за это время архитекторы из "Моспроекта-2", которых привлек Чигиринский, довели проект до ума. С учетом замечаний, которые мы высказали на недавнем градостроительном совете при мэре, оставалось работы месяца на три. И весной мы бы начали стройку на месте "России". Что будет теперь, не знаю...
Заметим, что на разборку гостиницы "Россия" и на работы над проектом уже потрачено, по сведениям "Известий", около $150 млн, не считая гонорара приглашенной Чигиринским "звезде" мировой архитектуры Норману Фостеру, с которым в любом случае придется как-то расплачиваться. То есть мэрия может оказаться не только в строительной, но и в долговой яме.