Рувим Штейн, чудом спасшийся с места казни: "Наверное, я настоящий умер там, в Бабьем Яре"
- Статьи
- Общество
- Рувим Штейн, чудом спасшийся с места казни: "Наверное, я настоящий умер там, в Бабьем Яре"
65-летие трагедии Бабьего Яра, где в 1941-1943 годах были расстреляны сотни тысяч человек, будет отмечаться на Украине как событие государственного масштаба. На международный форум, который откроется 27 сентября и специально приурочен к этой дате, в Киеве ждут около тысячи участников и гостей из десятков государств - в том числе лидеров России, США и Израиля.
Рувим Штейн - один из 29 киевлян, спасшихся из Бабьего Яра. Он помнит все события отчетливо - в 1941-м ему исполнилось 15 лет. Как и большинство выживших, Рувим имел арийскую, а не еврейскую внешность: голубоглазый блондин с гордым профилем без горбинки. "В Яре остались мои мама и сестра. Я выжил только потому, что погибающая мама крикнула "Беги", а я не мог ослушаться", - рассказывает Рувим корреспонденту "Известий" Янине Соколовской.
Вот что он сохранил в своей памяти о тех страшных днях:
"Прочитав объявление, предписывающее нам явиться к 8 часам утра на угол Мельниковой и Доктеривской, мы, киевские евреи, выполнили приказ. Хотя и слышали о массовых расстрелах в Бердичеве и Виннице.
Я сразу понял: мы идем на смерть. Я уговаривал маму спрятаться, остаться дома, но она отказывалась меня слушать, а шестилетняя сестра только плакала. Мама говорила, что никто не станет расстреливать беспомощных женщин и детей. Нас согнали на огромную поляну перед Яром. Там стояли столы, как в клубе в президиуме. За каждым были офицер, солдат и переводчик. У нас забрали паспорта и метрики - их, не регистрируя, швырнули в костер. Тут и мама поняла, что мы теперь - не люди, мы не существуем. Она четко знала правило: нет бумажки - нет человека.
После того как наши документы сгорели, я не верю немецкому донесению о том, что в Яре в эти дни был уничтожен 33 771 человек. Может, до этой цифры немцы и вели регистрацию, а потом им надоело.
Отнятые у нас вещи в костер не бросили - им придавали большую цену, чем нам, они возвышались у Яра двумя курганами и должны были пережить хозяев. Нас разделили на две колонны - мужчин и женщин. Мама с сестрой вырывались и кричали, но вскоре они исчезли в толпе. Последнее, что я услышал, - мамин крик: "Беги".
Мужская колонна двинулась к Яру по-военному, почти чеканя шаг. Перед самым Яром дорога изогнулась, из оврага появилась широкая труба. Я в нее прыгнул и застрял. Не помню, как и через сколько часов мне удалось выбраться. Была уже ночь. Я добежал до старого кладбища, провел там день, добрался домой и еще семь дней просидел там - без еды. А потом появился местный дворник. Сдавший немцам соседей-евреев, он решил пересчитать оставшееся добро. Я выпрыгнул в окно и убежал. Жил на киевских окраинах, собирал там картошку, торговал ею на базарах. Воровать так и не научился, мама не велела. На базарах начались облавы: искали уцелевших евреев, славян угоняли на работы в Германию. Я понял, что пора бежать из Киева. Прошел пешком Черниговскую, Сумскую и Орловскую области, добрался до Брянщины - и там перешел через линию фронта, к нашим.
Историю о Яре я никому не рассказывал: боялся. Меня отправили в артиллерийскую учебку под Свердловск, потом мобилизовали, я освобождал Прибалтику, воевал с Японией. Потом вернулся в Киев, поступил в Институт физкультуры, занялся гимнастикой, стал тренером, жил в общежитии - вроде и не киевлянин. К Бабьему Яру с тех пор не приближался.
Наверное, я настоящий умер там, в Бабьем Яре, а то, что осталось, - искривленная тень".
Бабий Яр: их расстреливали 104 недели - по вторникам и субботам
Киевский форум в память о Бабьем Яре организован на высоком уровне - правительством Украины, фондом "Всемирный форум памяти Холокоста" и мемориальным центром "Яд Вашем". Оно пройдет под патронатом президента Виктора Ющенко. "Мы можем совместно напомнить миру о том, как важно знать уроки истории и предотвращать любые проявления нетерпимости в межнациональных отношениях, - говорится в письмах, которые Ющенко разослал коллегам. - 65-летие трагедии Яра - память о гибели людей разных национальностей. С расстрелов в Яре начался Холокост".
Первыми о трагедии Бабьего Яра написали "Известия" - 19 ноября 1941 года. Тогда газета сообщила: "Немцы казнили 52 тысячи евреев". По нынешним данным украинского фонда "Память Бабьего Яра" и киевского музея Великой Отечественной войны, в Яре погибло гораздо больше людей, чем считалось раньше. В первые дни расстрелов - с 29 сентября по 3 октября 1941 года - более 30 тысяч человек.
Спастись из Яра сумели лишь 29 человек. По их словам, до последнего момента жертвы верили, что их никто не собирается убивать, что евреев просто решили отправить в Палестину.
Среди расстрелянных - евреи, украинские националисты, военнопленные, коммунисты, подпольщики, три киевских цыганских табора, душевнобольные из ближайшей больницы имени Павлова. Их тела заполнили Бабий Яр, тянувшийся на 3,5 километра.
Рейхскомиссар Украины Эрих Кох приурочил расстрелы в Бабьем Яре к еврейскому посленовогоднему Судному дню, во время которого Бог пишет для каждого книгу жизни...
Расстрелы в Яре продолжались 104 недели - по вторникам и субботам. Среди союзных республик Украина понесла наибольшие потери среди мирного населения - 3 898 567 человек (Россия - 655 825). Это - данные 1943 года, утвержденные Чрезвычайной государственной комиссией по установлению и расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков.
В материалах Нюрнбергского процесса бойня в Яре называлась "утилизацией золота". С места расстрелов в Германию доставляли чемоданы драгоценностей. Перед казнью многие погибавшие глотали кольца и серьги - их трупы сжигали, а золу просеивали, как золотоносный песок.
В Бабьем Яре до сих пор нет музея. После войны на месте расстрелов выстроили парк развлечений, телецентр и стадион "Авангард". Над братской могилой сейчас стоят крест и еврейский семисвечник - менора. Сюда возлагают цветы президенты и премьеры.