Судьба Приднестровья решается в Косово?


Накануне референдума в приднестровской столице Тирасполе состоялось мероприятие, которое средства массовой информации незаслуженно обошли вниманием, - пресс-конференция международных наблюдателей, представляющих Косово. Один из них, Куртеш Девайа, сказал буквально следующее: "Люди должны сами выбирать, как им жить. И мировое сообщество должно уважать это решение. Если Приднестровье проголосует за независимость, отношение мирового сообщества к республике должно измениться".
Это заявление в корне противоречит аргументации Запада. Официальная позиция и Евросоюза, и Соединенных Штатов такова: Косово - уникальный случай, косовский прецедент нельзя распространять ни на Приднестровье, ни на Нагорный Карабах, ни на Абхазию или Южную Осетию.
Прецедент состоит в том, что независимость края от Сербии рано или поздно придется признать. Но из этого вовсе не следует, что в очереди на суверенитет - Приднестровье, Абхазия и далее по списку. Нет никакого списка. Есть только уникальное Косово, уникальная Сербия, угнетавшая албанцев, уникальный Слободан Милошевич с его "этническими чистками" и уникальная "гуманитарная интервенция" НАТО в 1999 году.
Такую логику в Европе разделяют не все. Понятное дело, с ней не согласны власти и жители непризнанных республик. Особое мнение на сей счет имеет и Москва - недавно его озвучил Владимир Путин. Президент высказался примерно в таком духе: если Косово официально отделится от Сербии, то на независимость могут претендовать и непризнанные государства на территории бывшего СССР.
И вот выясняется, что точку зрения Кремля поддерживают ... в Приштине. Казалось бы, косовские албанцы должны быть полностью лояльны своим западным спасителям и уж ни в коем случае не оспаривать их аргументы. Но слишком непрост, слишком деликатен национальный вопрос. О чем думают косовары, выражая солидарность с приднестровцами и с их борьбой за независимость? Может быть, о своих "этнических братьях" из Македонии, которые тоже хотят отделиться. Но отделиться им будет сложно, если независимость Косово признают единственным, уникальным случаем. Значит, нужны еще прецеденты.
А что же Россия? Она предпочитает пока не делать громких заявлений, ведет себя сверхосторожно. Как, собственно, и вела себя все те годы, что продолжается кишиневско-тираспольское противостояние. Открыто на сторону "сепаратистов" не становится. Но в то же время дает понять, что в беде своих союзников не оставит.
Какова конечная цель российских властей в приднестровском конфликте? Cегодня цели ставятся не стратегические, а тактические. Например, не допустить силовой операции молдаван против "сепаратистов", сорвать блокаду Приднестровья, сохранить конфликт в его нынешнем, "замороженном" состоянии - до лучших времен.
Вот только останется ли "замороженным" этот конфликт, если не сегодня завтра "разморозится" Косово? Если будет создан прецедент. Если нарушится главное табу, позволявшее держать хоть в каких-то рамках распад двух социалистических государств - СССР и Югославии. А именно: на независимость могли претендовать лишь федеративные республики (Украина, Словения, Грузия, Черногория). Но никак не автономии, входившие в состав этих республик (Косово, Абхазия, Нагорный Карабах).