Оформить ДТП станет проще
Если в аварии никто не пострадал, а размер материального ущерба не превысил 25 тыс. рублей, инспектора ГИБДД на место аварии вызывать не потребуется. Такие правила, которые одобрило правительство, вступят в силу на российских дорогах с января 2008 года. Об этом сообщил вице-премьер Александр Жуков. Но по-настоящему правила заработают, когда страховые компании перестанут уклоняться от выплат и занижать размер страхового возмещения пострадавшим в ДТП.
По словам Жукова, правительство также поддерживает возможность для страхователей по ОСАГО обращаться за возмещением ущерба в свою страховую компанию, а не в компанию виновника ДТП. Законопроект готовится в стенах Минфина совместно с МВД и Минтрансом России. "До конца сентября документ будет направлен в правительство России, которое затем, пользуясь правом законодательной инициативы, внесет его в Госдуму", - сообщил начальник управления департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин.
Введение новых норм приведет к значительному сокращению числа заторов на дорогах. Ведь сегодня водители при любых, даже самых мелких, авариях должны ждать прибытия сотрудников ГИБДД, чтобы зафиксировать обстоятельства и виновника происшествия. Эта налаженная прежде система с введением "автогражданки" и увеличением числа ДТП в России стала давать сбой. Так, с 2000 года число дорожных аварий в стране выросло на 41% и составило 223 тысячи в 2005 году. А число сотрудников ГИБДД, выезжающих на их оформление, осталось прежним. В итоге участники мелкой аварии вынуждены дожидаться приезда инспектора по нескольку часов, из-за чего на городских магистралях, и без того загруженных, образуются гигантские пробки.
В принципе участники мелкой аварии и сегодня могут полюбовно договориться, определить, кто виноват, составить схему ДТП, вместе добраться до ближайшего пункта ДПС, где и подписать все бумаги у инспектора. Но нет никакой гарантии, что виновник за время пути не передумает и не откажется признавать себя виновным. В этом случае и ГИБДД откажется фиксировать обстоятельства аварии, на которую не стали вызывать инспектора. А без "визы" дорожного инспектора пострадавшему не выплатят возмещение в страховой компании по полису ОСАГО виновника.
Все эти сложности отпадут сами собой при введении "Европейского протокола", как принято называть в страховых кругах упрощенное оформление мелких аварий. Еще проще станет жизнь автовладельцев, если одновременно с "Европротоколом" заработает система прямого урегулирования убытков, на чем сегодня настаивает Минфин. Но проблема в том, что к такому развитию событий не готовы сами участники страхового рынка. По мнению страховщиков, введение этих новаций нужно разнести во времени на 1,5—2 года. Это позволит отработать оформление аварий без участия ГИБДД, иначе не избежать роста страхового мошенничества.