Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
КС Молдавии утвердил переизбрание Санду на президентский пост
Политика
Путин одобрил сделку по приобретению 100% «Русской Элеваторной Компании»
Мир
МИД Украины заявил об обсуждении с США снижения возраста мобилизации
Мир
Финскому депутату пришлось извиниться за предложение открыть границу с РФ
Политика
Путин усомнился в безопасности избранного президента США Трампа
Политика
В Госдуме назвали варварством использование активов РФ для нужд Киева
Общество
Ространснадзор проверит «Азимут» после инцидента с самолетом в Анталье
Общество
Суд приговорил адвоката Идалова к 1,5 года принудительных работ
Политика
Оверчук назвал ОАЭ одним из главных партнеров РФ на Ближнем Востоке
Туризм
Около 40% опрошенных россиян отказались от поездок за рубеж на Новый год
Мир
Армия Сирии при поддержке ВКС России за сутки поразила не менее 400 боевиков
Мир
В Канаде потерявшийся турист выживал в дикой природе 50 дней и был спасен
Происшествия
В Белгородской области сбит БПЛА самолетного типа
Общество
Провожающий бойцов СВО мальчик из Курской области рассказал о мечте стать военным
Политика
Военный эксперт указал на тяжелую для ВСУ ситуацию на передовой
Мир
В SC указали на способность «Орешника» полностью поменять расстановку сил в мире
Культура
Директор по развитию «НМГ Док» назвал способ популяризировать науку через фильмы
Общество
Суд назначил экс-проректору РУДН запрет определенных действий

"На войне я понял, что такое человек"

Был у нас в тогдашних "Известиях" самый любимый человек. Звали его Евгений Генрихович Кригер. Человек ласковый и мужественный. Несмотря на значительную разницу в возрасте, мы были с ним близко дружны, я его хорошо знал. Но вот мужественным Кригера никак представить себе не мог. Хрупкий, тихий, в неизменных круглых очечках, он больше подходил для чаепития и на даче, а не для бомбежек пикирующих бомбардировщиков. Этот застенчивый человек прошел фронтовым корреспондентом три войны - белофинскую, Отечественную, японскую кампанию.
0
Евгений Генрихович Кригер - человек ласковый и мужественный
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Был у нас в тогдашних "Известиях" самый любимый человек. Звали его Евгений Генрихович Кригер. Человек ласковый и мужественный.

Несмотря на значительную разницу в возрасте, мы были с ним близко дружны, я его хорошо знал. Но вот мужественным Кригера никак представить себе не мог. Хрупкий, тихий, в неизменных круглых очечках, он больше подходил для чаепития и на даче, а не для бомбежек пикирующих бомбардировщиков. Этот застенчивый человек прошел фронтовым корреспондентом три войны - белофинскую, Отечественную, японскую кампанию.

Уже 28 июня 1941 года известинец Кригер вылетел на фронт. И ни одна пуля за четыре года его не тронула. Благословенно это чудо! А уж он-то от пуль не прятался — и в Сталинграде, и на Курской дуге, и под Берлином. На что отчаянным военкором был Константин Симонов, так он об обожаемом Жене Кригере потом писал: "Наверное, как и у всех людей, страх у него был. Но он так здорово его всегда прятал, что нам за всю войну так и не удалось подсмотреть — куда?"

Я читал дневники Кригера военных лет. Приведу существенный именно для него фрагмент. "20 сентября 1942 года. Война — это не только смерть, но и жизнь. По дороге к Самофаловке очень сильно бомбили. У обочины сидит солдат, перемывает в желтой воде куски говядины для борща. И никакого внимания не обращает на бомбежку". Войну Кригер увидел и такой.

Про фронтовые годы не рассказывал. Я это замечал у многих фронтовиков, будто в вечность горе запечатали. На вопросы о войне хмурился, нервно поправляя очки.

Его сверстники в "Известиях" тянулись к нему, а самого Евгения Генриховича тянуло к моим сверстникам. Он был очаровательно хорош в молодой компании — и насчет коньячка не отставал, и в разговоре не отсутствовал. Впрочем, все больше внимательно слушал: новое поколение ему было интересно. Евгений Генрихович вел себя столь тактично и обаятельно, что мы были с ним как бы на равных, ему это было дорого.

Правда, случались и неуместности. Одна юная дама, чрезвычайно гордая своим дружком, молоденьким корреспондентом "Известий", поощряюще спросила Евгения Генриховича: "А вы тоже в штате "Известий"?" "Да, — любезно объяснил Кригер, — с 1932 года". Мы захохотали, а Женя смутился. Он все-таки уговорил меня называть его Женя и попросил — на "ты". "Хорошо, — сказал я. — Но "ты", Женя, вам не будет".

Не помню, чтобы он произнес о ком-то дурное слово, ему это претило. Только про одного нашего пожилого коллегу, существо лукавое, сказал мне: "Ну этот в конце 30-х годов сильно развернулся". Меня удивила интонация: ему, пожалуй, было жаль этого неверного человека. Он умел жалеть.

Подлость словно отстранял, к благородству относился как к должному. Видать, война научила не спешить осуждать и не торопиться восхищаться. Может, потому, как никто другой в "Известиях", он справедливо и убедительно писал о хороших людях. Не припомню за ним так называемых критических статей. Он пытался переделывать жизнь праведностью...

Иностранный корреспондент у Кригера спросил, что дали ему годы войны. Кригер сказал: "На войне я понял, что такое человек, и сам в большей мере, чем прежде, стал им".

Я войну краем детства задел, не прошел того сурового чистилища. Очистительную роль в моей жизни сыграл именно Женя Кригер, рядом с ним, хочется надеяться, я стал пусть хоть немного лучше.

На похоронах Евгения Генриховича Кригера в ноябре 1983 года впереди военкора несли его боевые ордена.

Евгений Кригер

(1906—1983)

Специальный корреспондент "Известий"

с 1932 по 1973 год

E-mail: istclub@izvestia.ru Станиславу Сергееву

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир