Аркадий Вольский: "Я за свою жизнь был даже в расстрельных списках"

В субботу не стало почетного президента РСПП Аркадия Вольского... Говоря как-то об одном из крупных советских начальников, возглавившем в капиталистические времена мощную частную структуру, Вольский с уважением заметил, что сильные, незаурядные личности при всякой власти добиваются успеха. В контексте разговора, шедшего не о цинизме и приспособленчестве, а об умении не застревать в минувшем времени, как в вязкой уездной луже, эти слова Аркадия Ивановича выглядели большой похвалой. И тогда же появилась мысль: сказанное прежде всего относится к нашему собеседнику.
Оставаясь на редкость цельным человеком, Вольский на протяжении всей жизни, если выражаться компьютерным языком, делал "upgrade" самого себя, позволивший помощнику мастера на ЗИЛе стать в конце концов тяжеловесом, которому внимали политики, владельцы корпораций и миллиардных состояний.
Впрочем, основатель РСПП никогда не относился к вверенным ему олигархам с придыханием. То ли разница в возрасте сказывалась, то ли присущая Вольскому насмешливость, но самые крутые "форбсы" для него были "ребятами", которых еще надо учить уму-разуму, а при случае - пожурить, приструнить... Удивительная это вещь - авторитет. Вроде ничего вещественного, материального. Но одному надо бить себя в грудь, ужом вертеться, чтобы в чем-либо убедить окружающих, а другому достаточно тихо обронить несколько слов - и его услышат. Кто-то из вечно толкавшихся у Вольского армян или азербайджанцев (так стихийно повелось после его возвращения из Нагорного Карабаха) почтительно назвал Аркадия Ивановича патриархом. И это, если отбросить восточную медоречивость, абсолютно точная характеристика, вмещающая мудрость и огромный опыт.
Однажды на наш шутливый вопрос, хотел бы он, как сотоварищи по союзу, входить в список "Форбса", Вольский мгновенно парировал: "Ни грамма. Я за свою жизнь в каких только списках не был!" В ответе прозвучала спокойная гордость, несуетливое понимание своей роли во многих знаковых событиях в истории страны. Он строил КамАЗ, ВАЗ, "Атоммаш", работал помощником Андропова, Черненко, Горбачева... Первым из партийной верхушки 26 апреля 1986 года прилетел в Чернобыль. Лично отдал распоряжение об эвакуации людей из Припяти. Два года в экстремальных условиях жил в Нагорном Карабахе.
Лауреат Государственной премии, кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени - в самом деле, в каких только наградных листах не значилась фамилия Вольского! Однако лишь немногие в курсе, что азербайджанские "серые волки" некогда внесли представителя Центра в Карабахе в свои "расстрельные списки". Это особая тема - мужество Вольского. Его готовность, сохраняя присутствие духа, выступать перед взвинченной, распаленной толпой, бесстрашно в одиночку подниматься в чеченские горы к Дудаеву, хладнокровно работать в зоне взорвавшегося атомного реактора, неизменно поднимать голос в защиту оказавшихся в опале.
Сегодня, прощаясь с Аркадием Ивановичем, мы представляем читателям несколько мозаичную, сохранившуюся на диктофоне запись незаконченного интервью, оказавшегося, как это ни горько, последним.
"Об людях надо думать. Об людях!"
вопрос: Чем вы так отличились на ЗИЛе, что из секретарей парткома сразу стали заведующим сектором ЦК?
ответ: Не сразу. До этого успел три дня побыть гендиректором Камского автозавода. Дело, думаю, не столько во мне, сколько в самой марке ЗИЛа, бывшего в стране на виду. Меня пригласил на беседу председатель Совмина Косыгин. Минут пятнадцать поговорили, и, подписав приказ о моем назначении, он направил документы на утверждение секретариатом ЦК. Однако там ждал подвох. Сказали: "Ты давай поруководи всей автомобильной промышленностью, а потом пойдешь директором".
в: А не сорвался бы ваш отъезд - возможно, спустя лет двадцать пять приватизировали бы гигантский завод и были бы вы сейчас олигархом. А?!
о: Запросто.
в: Мы, как Петька у Чапаева, допытываемся: "Могли бы, Аркадий Иванович?.."
о: Думаю, мог бы.
в: Жалеете, что не стали воротилой?
о: Вот это нет. Ни грамма.
в: В РСПП вы имеете дело с индивидуумами, резко отличающимися по менталитету, группе крови от тех, с кем работали на ЗИЛе, в ЦК КПСС... Вам с ними сложнее?
о: Мне сложнее всего было в "горячих точках". Где каждый день лилась кровь. Здесь кровь не льется. Вернее, льется, но по-другому. Я на всех своих работах старался находить общий язык с людьми. В 60-е годы как зиловец выступал в Кремлевском дворце съездов на слете молодых производственников страны. Начал рассказывать, что мы вместо кокса применили газ, значительно повысив производительность. Хрущев дремал, дремал в президиуме и вдруг сердито поднял голову: "Слушай, начальник! Что ты всё об железках? Об людях надо думать. Об людях!" И меня потом пол-Москвы донимало: "Почему ты не думаешь об людях?"
"Неизвестно, кто кого охраняет"
в: Вы могли отказаться от поездки в Карабах, сказать: "Не мое"?
о: Теоретически - мог. Сослаться на здоровье, посетовать, что нога болит... Но я в жизни ни от каких тяжелых поручений не отказывался. Конечно, когда сидишь на пороховой бочке, под пулями, без семьи, невольно рассчитываешь, что тебя вот-вот отзовут. Но для дела лучше, чтобы не было частой сменяемости. Ко мне приезжал с инспекцией один крупный деятель. Так он все время по сторонам озирался, чувствовалось, что салабон необстрелянный. В жару бронежилет не снимал. Я в майке, а он - мокрый, потный, злой. Советую: "Да сними ты эту дрянь". "Нет, - говорит, - вдруг что случится? Я лучше потерплю".
в: Азербайджанские "серые волки" тогда приговорили вас к смерти. Держит в напряжении давний вердикт?
о: Я ведь говорил: в каких только списках за свою жизнь не состоял. Даже, как видите, в расстрельных. Но, честно, меньше всего думаю об этом. Хотя знающие люди утверждают, что такие приказы не отменяются.
в: Сейчас-то вас кто-нибудь охраняет?
о: Когда я вернулся из Карабаха, иметь телохранителей было не принято. Это сегодня в стране зарегистрированы миллион сто десять тысяч охранников. И у меня сидит дежурный по приемной. Неизвестно только, кто кого охраняет. Я-то - с табельным оружием, а он - без всего. Мне ТТ вручил министр внутренних дел.
в: В сейфе лежит?
о: Так вам всё и расскажи. А потом пропадет. Нет, если без шуток - дома, в тумбочке. На всякий случай.
"У нас девочек нету!"
в: Вы с Горбачевым встречались с тех пор, как он ушел в отставку?
о: Много раз. Я поддержал создание Фонда Горбачева, не единожды там бывал. А когда у Михаила Сергеевича отнимали здание, машину, ходил к Ельцину с просьбой не делать этого.
в: Любопытно, как Борис Николаевич реагировал?
о: Говорит: не верю, что отнимают... Потом включил громкую связь с Коржаковым, а тот возьми и ляпни: "Да вы же сами распорядились". Кто его разберет? Я знаю Бориса Николаевича лет тридцать. Не раз летал в Свердловск, где он был первым секретарем обкома. Наблюдал его и в таком виде, и в таком. Иногда после полета в Свердловск надо было три дня отгулов брать. Как навалится: "Ты что, не хочешь за Брежнева выпить?! Ты что, вообще за партию не хочешь?!" Позднее, когда Ельцина перебросили в Москву, назначив заведующим отделом ЦК, мы с ним через стенку сидели. После того как Горбачев снял Ельцина с поста первого секретаря МГК КПСС, генсек мне позвонил: "Слушай, тут все настаивают на твоей кандидатуре. Сам-то ты как?" Я ответил: "Я по трупам не хожу".
Став президентом, Ельцин бывал на всех съездах РСПП. Народ в зале кричал: "Что ты делаешь со страной?! Что творишь?!" Мне приходилось вмешиваться, укорять: "Ребята, прекратите".
в: Что за "ребята" такие отвязанные?
о: Директора предприятий.
в: Неужели президент ни разу вам сердито не выговорил?
о: Абсолютно.
в: Так, может, он просто "не догонял"?
о: Всё он до 1996 года отлично "догонял". А после операции на сердце стал очень своеобразным. Это своеобразие человека, которому шунты поставили...
в: Где вас застали августовские события 1991-го?
о: Накануне, 18-го, было воскресенье. Я его провел на даче. Часов в пять или шесть лег подремать. Звонок. Дочка кричит: "Пап, тебя Горбачев зовет". Я спросонья не сразу сообразил, что не может президент звонить по обычному телефону. Трубку снял: точно, Михаил Сергеевич. Голос торопливый: "Аркадий, имей в виду, я здоров. Если завтра услышишь, что Горбачев болен, не попадись на эту удочку". И трубку повесил.
в: Как же он до вас дозвонился?
о: Из кухни. Ему ВЧ отрезали, а городской - еще не додумались. Я ничего не понял. А назавтра всё прояснилось. Одну ночь у меня в РСПП провели Евгений Примаков и Вадим Бакатин. Спали на диване. Я им комнату отвел напротив своего кабинета. Угроза ареста была вполне реальной, поскольку они как члены Совета безопасности отказались поддержать ГКЧП. Я посоветовал обоим направить в ТАСС заявление, что они против введения чрезвычайного положения. Но ТАСС отказался печатать письмо.
А на память о путче остались "прослушки" моих разговоров во время ГКЧП. Сидим как-то с Бакатиным. Он протягивает папку: "На вот почитай, что ты наговорил с 19 по 21 августа". Листаю. Какой-то майор пишет: "За указанное время Аркадий Вольский не замечен в связях с ГКЧП. Бесед в поддержку не вел. Следует, однако, отметить, что через слово ругался матом". После того трепа с Бакатиным прошло 15 лет. Но с тех пор каждый раз, когда говорю по "вертушке" и вдруг ненароком вырывается нечто "поэтическое", я смущенно произношу: "Ой, девочки, извините. Вырвалось. Больше не буду". А недавно сказал - и вдруг хрясь! Врывается мужской голос: "У нас девочек нету!" И отключился...
"Он всегда был на острие государственных проблем"
Президент России Владимир Путин:
"Ушел из жизни яркий и талантливый человек, крупный управленец, авторитетный общественный деятель, которого неизменно отличали взвешенность, ответственность и конструктивный подход к делу... Аркадий Иванович Вольский много сделал для становления новой отечественной экономики, для консолидации российских предпринимателей".
Глава правительства России Михаил Фрадков:
"Его ум, порядочность, высокий авторитет часто являлись надежной опорой при принятии руководством страны важнейших решений... Не будет преувеличением сказать, что нынешнее позитивное развитие отношений власти и бизнеса в нашей стране - во многом заслуга Аркадия Ивановича".
Первый президент СССР Михаил Горбачев:
"Аркадий Иванович был очень инициативным, живым и вместе с тем уравновешенным человеком... Он старался найти оптимальные подходы для сотрудничества бизнеса и власти. Он очень много сделал для страны, в том числе после развала Советского Союза, чтобы различные промышленные структуры могли поддерживать связь и функционировать".
Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин:
"Он всегда был на острие государственных проблем. Часто руководители государства привлекали его для урегулирования кризисных ситуаций, в том числе в Нагорном Карабахе и Чечне".
В Москве простились с Аркадием Вольским
В столице 12 сентября прошла гражданская панихида по ушедшему от нас 9 сентября Аркадию Вольскому. Выступавшие на траурном митинге во Дворце культуры ЗИЛ, где начиналась трудовая карьера Вольского, говорили о его деловых и человеческих качествах. Преемник Аркадия Ивановича на посту главы Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин подчеркнул роль Вольского в создании предпринимательского сообщества России: "Он работал с четырьмя генеральными секретарями, юношей приехав покорять Москву, собираясь стать кинорежиссером, со временем стал настоящим и признанным лидером всего предпринимательского сообщества страны".
В гражданской панихиде приняли участие тысячи людей. Среди почтивших память основателя РСПП были послы иностранных государств, представители национальных диаспор, руководители федеральных органов власти, представители непризнанной Нагорно-Карабахской республики. Среди многочисленных венков был и венок от президента России Владимира Путина. Отпевание Аркадия Вольского состоялось в Новодевичьем монастыре. Похороны прошли на Новодевичьем кладбище во второй половине дня.