Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Режиссер Марина Глуховская: "Герои сериалов целятся в лоб, а попадают в бок"

Марина Глуховская - ученица Петра Фоменко, лучшего театрального педагога нашей страны. Она поставила около двадцати спектаклей в разных театрах, один из которых выдвигался на соискание премии "Золотая маска", была одним из режиссеров сериала "Адъютанты любви". В интервью Артуру Соломонову Марина Глуховская раскрывает закадровые подробности "индустрии абсурда" - массового телекино.
0
Режиссер Марина Глуховская
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Марина Глуховская - ученица Петра Фоменко, лучшего театрального педагога нашей страны. Она поставила около двадцати спектаклей в разных театрах, один из которых выдвигался на соискание премии "Золотая маска", была одним из режиссеров сериала "Адъютанты любви". В интервью Артуру Соломонову Марина Глуховская раскрывает закадровые подробности "индустрии абсурда" - массового телекино.

"Остановите карету! Я слезу"

вопрос: В чем основное отличие в работе театрального режиссера от режиссера сериала? 

ответ: Приходя на телевидение, ты понимаешь, что ничем рулить не можешь. Твоя задача - получить текст, прийти к артистам и убедить их его сказать.  Самое главное - скорость. Бывают, конечно, заминки, в том случае если актер плохо помнит, что происходило до этого - он уже вышел от бабушки или встреча с ней еще не состоялась. За съемочным процессом наблюдает линейный продюсер: если сцена должна быть снята за сорок минут, то он этого неуклонно требует, а если за 45 - это уже плохо.

в: Зачем тогда профессиональный режиссер должен участвовать в создании сериалов?

о: Театральный режиссер должен правильно поставить перед актерами задачу, разобрать сцену. Телевизионный режиссер должен эту сцену снять. Непрофессиональный человек не сможет ни то ни другое сделать это быстро.

Люди, которые пишут сценарий, - а их много - в контакт с рядовыми ( не главным!) режиссерами не входят. То есть ты можешь так никогда и не увидеть человека, который пишет эти изумительные тексты, где дама девятнадцатого века, довольно образованная, говорит: "Остановите карету. Я слезу!"  Аристократки бесконечно говорят "ну", cюжетные ходы тоже поражают. С миру по нитке - голому рубаха: кусочек Шекспира, чуть-чуть Лермонтова, немного Лопе де Веги - и сценарий исторического кино готов.

Но самая большая трудность в том, что актерам приходится все время как бы невзначай пересказывать сюжет. Это делается для привлечения новых зрителей. Поэтому герои бесконечно повторяют одно и то же и постоянно называют друг друга по имени... До абсурда доходит: если герои по сюжету братья, то актеры вынуждены слово "брат" повторять при каждой встрече. Сюжет меняется не от внутренней логики действия, а от иных факторов. "Что-то у нас рейтинг упал! Нужно сюжет перетрясти". И сериал резко поменялся: любовная линия заслонила все. Таким образом, между началом и концом сериала не оказалось никакой стилистической и даже смысловой связи.

Новая сцена - новая котлета

в: В "Адъютантах любви" снимались Александр Филиппенко, Авангард Леонтьев, Армен Джигарханян, Марина Зудина. Как они относились к качеству сценария, к столь быстрым репетициям?

о: Очень профессионально. Человек, который подписывает договор, должен выполнять работу, за которую получает деньги.  Конечно, часто слышишь: "Как мне это произносить?" В то же время они прекрасно понимают, что подписали контракт.

в: Представьте, что вы все решаете и что рейтинг вашего сериала падает. Ваши действия?

о: Я бы до конца раскручивала уже имеющуюся историю, старалась бы сделать ее более динамичной, резкой, менее многословной. А продюсер говорит, что сериал идет в такое время, когда дома только домохозяйки и они жарят котлеты. Потому снимать должно таким образом: женщина котлету перевернула, посмотрела в телевизор, замерла, сцена закончилась, и котлета прожарилась. Новая сцена - и поджаривается новая котлета. Кроме того, чтобы котлеты не сгорели, домохозяйка должна иметь возможность отвлекаться от телевизора: то есть слушать сериал, а не только смотреть. Это общая установка.

Массовка в сериале - это максимум четыре артиста! Двадцать человек нужно на массовую сцену, а приходят три мужчины и одна женщина - "3 М, 1 Ж", как пишут в производственном плане. С помощью компьютерной графики их размножают до бесконечности.

Или вот еще пример: мы должны были снимать сцену дуэли через платок. Это специфический вид дуэли: дуэлянты находятся на расстоянии платка, то есть, когда протягиваешь руку с пистолетом, дуло упирается в лоб сопернику. И когда получаешь сценарий со словами "дуэль через платок для обоих - верная смерть", начинаешь нервничать. Потому что через платок не стрелялись двумя пулями. По правилам один пистолет был не заряжен. Просто никто не знал какой. Его заряжали секунданты и предлагали соперникам выбрать. Наши герои поссорились из-за дамы, на которой оба хотели жениться. Спрашивается, какой смысл заряжать оба пистолета, чтобы обоим стать покойниками? В результате мужчины-военные делают свой моральный выбор, решив не стрелять друг в друга, и, как написано в сценарии, с заряженными пистолетами в руках, бросаются обниматься, причем во время этого процесса они "случайно нажимают на курки за спинами друг друга". Обе пули выстреливают в бок. Как они за спиной держали пистолет, по мнению сценариста?

Тот, кто рискует деньгами, теряет чувство юмора

в: Вы воспринимали происходящее с иронией, похоже, что и актеры, и вся телегруппа так же. Сценаристы, скорее всего, тоже. Кто же воспринимает это всерьез?

о: Продюсеры. Тот, кто рискует деньгами, теряет чувство юмора.

Он должен угадать, что хочет публика, и дать ей это. Но у публики привычка  одна - просто смотреть телевизор. Она будет плеваться, но будет включать кнопку, потому что это простой способ избавления от одиночества, от каких-то проблем. А заказать сама себе кино она не может. Но появляются люди, которые точно знают, что необходимо. Они проникают в мозг "дяди Коли" и начинают делать что-то для него. А если это ошибка? Публика внушаема. Публика доверчива. Может, ее нужно меньше обманывать?

Комментарии
Прямой эфир