Одна из жертв терактов 11 сентября: "Я чувствую, что умираю. Я умру, да?"
Власти Нью-Йорка по решению суда обнародовали записи более 1600 телефонных переговоров 11 сентября 2001 года в диспетчерских противопожарного управления и службы спасения "911". Первыми аудиосвидетельства крупнейших терактов в истории США рассекретили полицейские, потом - медики. И вот теперь настала очередь пожарных и спасателей.
Предать записи гласности требовали родственники погибших и газета "Нью-Йорк таймс". Изданию удалось по своим, неофициальным каналам получить некоторые пленки - их можно найти в интернете по адресу: www.nytimes.com/sept11.
На большинстве обнародованных записей слышна лишь речь телефонистов: суд постановил "вырезать" голоса тех, кто звонил из башен Всемирного торгового центра. Судьи сослались на конституционное право граждан на невмешательство в личную жизнь.
Одна запись прозвучала еще в апреле - в качестве вещественного доказательства на процессе над соучастником террористов Закариасом Муссауи. Однако то были закрытые слушания, а сейчас материал представлен вниманию всех желающих.
"Пожалуйста, оставайтесь со мной на линии. Я чувствую, что умираю. Я умру, да?" - взывает к оператору службы "911" 32-летняя Мелисса Дуа, сотрудница компании IQ Financial Systems, блокированная на 83-м этаже южной башни. "Нет, нет, нет, — успокаивает ее оператор. — Молитесь, мэм. У вас тяжелая ситуация, но сохраняйте оптимизм: вы должны помочь людям выбраться с этажа. У вас там очень жарко, но пока нет пожара и дыма, ведь так?" — "Конечно, есть дым, я не могу дышать". — "О'кей. Спокойнее. Я вас поняла". — "Думаю, пожар есть — пол очень горячий".
Голос Дуа как бы отдаляется, и слышны слова телефонистки: "Не знаю, она потеряла сознание или задыхается". Звонок обрывается, идут короткие гудки. "О, Господи", - говорит оператор, и после паузы: "Работаем дальше".
"Здесь полный бардак, - сообщает пожарный Дэнис Дэвлин из командного пункта южной башни. - Мы не имеем никакой связи. Сотовые молчат. Пришлите еще мобильные рации - все, что у вас есть. Пробуем связаться по громкоговорителям".
"Одна из башен только что рухнула! - кричит по рации пожарный, чье имя неизвестно. - Там было много людей. Тысячи... Здесь у нас, похоже, не меньше. Всем надо немедленно выбираться наружу".
Чем выше этаж, тем отчаяннее обреченные на смерть молили о помощи. Операторам экстренных служб оставалось лишь одно - обещать, что эта помощь не задержится. Или давать такие, например, советы: "Ложитесь на пол. Я хочу, чтобы вы опустились на колени, на пол".