Литовский олигарх Романов купил подлодку "К-19"

Печально знаменитая советская атомная подводная лодка "К-19", разобранная на металлолом в 2003 году, опять встанет в строй. Но на этот раз - в виде мемориала. Финансирует проект создания музея Владимир Романов, литовский бизнесмен русского происхождения. Миллионер Романов служил на этом подводном ракетоносце, прозванном "плавучей Хиросимой", в конце 60-х годов. "К-19" - первая советская атомная субмарина, вооруженная баллистическими ракетами, и одна из самых "знаменитых" подлодок эпохи "холодной войны". 4 июля 1961 года, когда подводный ракетоносец участвовал в учениях в Северной Атлантике, в системе охлаждения реактора произошла авария.
Экипаж ценой неимоверных усилий смог частично ликвидировать последствия инцидента, лодка осталась на плаву, и ее отбуксировали на базу. Но получившие максимальные дозы облучения восемь моряков умерли в течение недели. Еще 14 подводников скончались в течение последующих двух лет.
Эксперты до сих пор спорят, насколько велика была вероятность ядерного взрыва. Но ясно одно если бы не мужество советских моряков, крупномасштабная авария на борту субмарины в разгар "холодной войны" да к тому же вблизи американских берегов могла повлечь за собой трагические последствия для всего мира.
Почему миллионер Владимир Романов, владелец заводов и футбольных клубов, решил купить то, что осталось от "К-19"? Объяснение простое. "Я служил на ней в 19661969 годах", говорит "Известиям" литовский бизнесмен, с которым мы связались по телефону. Недавно Романов провел переговоры о покупке "останков" субмарины. По его словам, рубка "К-19" будет восстановлена к осени этого года и перевезена по железной дороге в Московскую область. "Надо разместить ее где-то поближе к воде. Или на Москве-реке, если найду место, или под Москвой", делится Романов своими планами.
"К-19", пережившая за время своей службы несколько серьезных аварий, была исключена из состава Северного флота в 1991 году. А в 2002-м ее поставили в очередь на утилизацию. В том же году на экраны вышел фильм "К-19. Оставляющая вдов", где роль капитана подлодки играл Харрисон Форд. Владимир Романов этот фильм видел. "Снято близко к действительности", говорит он нашей газете.
"Идея превратить "К-19" в музей принадлежит ныне покойному командиру подлодки Николаю Затееву", рассказал "Известиям" историк Александр Никишин, председатель оргкомитета празднования 45-летия подвига экипажа "К-19". "Еще в 2003 году мы предприняли попытку сохранить лодку. Но нам удалось спасти только рубку".
По словам Никишина, протокол о намерениях с заводом "Нерпа", где будут вестись реставрационные работы, уже подписан. Но проблема в том, что необходимо получить документацию 1959 года по устройству лодки. "Восстановление рубки будет стоить немало", уверен историк. Окончательная сумма контракта пока не определена: не имея чертежей, завод не может определить объем работ.
В итоге будет воссоздана боевая рубка с выдвижными устройствами. Кроме того, планируется построить и стилизованный прочный корпус субмарины. Внутри будет размещаться музей с экспозицией, посвященной истории аварий на "К-19", экипажу 1961 года, а также клуб моряков-подводников.
В Службе информации и общественных связей Военно-морского флота России "Известиям" заявили, что не располагают информацией о покупке "К-19". "Ничего плохого в том, что на этой легендарной лодке будет музей, мы не видим", сказал начальник службы, помощник главнокомандующего по связям с общественностью и СМИ Игорь Дыгало.
Роковая судьба "плавучей Хиросимы"
Авария 1961 года не единственная трагическая страница в истории атомной подводной лодки с баллистическими ракетами проекта 658М ПЛАРБ "К-19". В апреле 1961 года в Баренцевом море "K-19" чуть было не столкнулась с американской субмариной. Аналогичный инцидент, опять же в Баренцевом море, случился в ноябре 1969 года американцы пытались скрытно следить за "К-19". Оба корабля получили значительные повреждения. В феврале 1972 года на борту "K-19", находившейся на глубине 120 метров, вспыхнул пожар, унесший жизни 28 человек.
Бывший подводник владеет тремя футбольными клубами
59-летний Владимир Романов родился в Тверской области. Владелец футбольных клубов "Хартс" (Шотландия), "Каунас" (Литва), "МТЗ-Рипо" (Белоруссия). Президент и основатель Юкио Банка, первого частного банка в постсоветской Литве. Имеет бизнес-интересы в Польше, Боснии и Сербии начиная от цементных заводов и заканчивая телевизионными станциями. Личное состояние около 500 миллионов долларов. Так, во всяком случае, утверждает шотландская газета The Scotsman.
Михаил Маргелов, председатель комитета по международным делам Совета федерации России:
Купил бы автомобиль "ЗИМ". Длинный, черный, который был служебной машиной моего деда Василия Филипповича Маргелова до последних его дней.
Леонид Ивашов, генерал-полковник, лидер Военно-державного союза России:
Советский Союз, чтобы он не разваливался, а был бы великим государством.
Эдвард Радзинский, историк, писатель и телеведущий:
У меня ничего не вызывает ностальгию, мне нечего покупать! Я вообще не занимаюсь покупками!
Леонид Рошаль, врач, глава комиссии Общественной палаты по вопросам здравоохранения:
Я бы купил советскую систему здравоохранения, но с увеличением ее финансирования в два раза.
Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков:
Купил бы один маленький райком. Зачем? А пусть будет! Чтобы было чем сейчас детей пугать.