Саакашвили в крестах. А кто в кустах?

В Тбилиси разрабатывают закон "О политическом экстремизме", по которому уголовным преступлением станет любая поддержка "антигосударственных действий". Оппозиция уже предупреждает о наступлении нового 37-го года, но Запад продолжает превозносить режим Саакашвили как пример чуть ли не самой демократичной страны на постсоветском пространстве.
"Маяк демократии" и "гибридная Россия"
Во время саммита G-8 Буш выразил надежду, что и в России скоро будет такая же демократия, как в Ираке. Но заокеанский гость явно оговорился - "маяком демократии", освещающим путь к светлому будущему не нашедшим пока своего счастья странам, является Грузия. Это Буш провозгласил во время визита в Тбилиси. Заступив на должность "образца", президент Саакашвили не устает повторять, что Запад высоко оценивает его успехи в демстроительстве. Но они могли бы быть еще большими, если бы не Москва: в "революции роз" она видит угрозу своему "авторитарному режиму".
Россия, дескать, не только сама "откатила" от обретенных ею в 90-е свобод, но норовит и соседям, вышедшим на столбовую дорогу демократии, палки в колеса ставить. Об этом, утверждала "Вашингтон пост", Саакашвили беседовал с Бушем накануне питерского саммита. А главный орган по обеспечению идейно-методологического содействия "цветным революциям" американский Национальный фонд за демократию подготовил доклад "Контрудар по помощи демократии", подведя теоретическую базу под жалобы Саакашвили. Россия и еще несколько одиозных государств не только давят ростки либеральной демократии у себя, но и норовят затоптать их в других странах. Эти режимы в докладе назвали "гибридными": на лицо они могут быть псевдодемократическими, а внутри - авторитарные.
Нет у революции конца...
"Мы - революционеры!" - жег Саакашвили в прошлом сентябре сердца студентов Колумбийского университета, восторженно внимавших "капиталистическому Че". "Где случится следующая революция? В Центральной Азии, России? Не знаю", - признался Саакашвили. А в самой Грузии сейчас идет культурная революция... "В советское время, если ты был евреем или грузином, то не мог занимать руководящие посты", - раскрывал глаза слушателям грузинский президент. Откуда они узнают, кто такие Сталин и Берия, если даже грузины скоро о них забудут? Ведь в тбилисском "музее оккупации" таких имен нет. "Ничто не остановит процесса революций, хотя и есть страны, у которых много нефти и которые ведут себя вызывающе" - студенты должны были понять, о ком речь. Ну не об Америке же!
"Свой парень" на Кавказе
- В семье Бушей папа и сын-президент по многим внешнеполитическим вопросам расходятся, - объяснил "Известиям" известный американский журналист Джонатан Сандерс. - Но по Грузии у них одна позиция - любовь еще со времен дружбы Джеймса Бейкера и Эдуарда Шеварднадзе. Вашингтон активно поддерживает Тбилиси - маленького верного друга Америки, которого обижает наследница "империи зла". После того как Буш-младший начал проповедовать "учение о демократизации", Грузия, а потом и Украина стали для него любимыми примерами, которые подтверждают правоту "концепции".
Саакашвили сделался для заокеанских политиков и журналистов "любимчиком", которому многое можно простить. "Грузия - единственная из бывших советских республик незаслуженно имеет столь положительные отклики в американской прессе, - сказал "Известиям" эксперт по связям с общественностью и лоббистской деятельности Джеймс Джатрас. - Во многом это связано с тем, что американские СМИ воспринимают Саакашвили как "нашего парня".
Отстрел как способ борьбы с криминалом
Николай Кикабидзе, руководитель консалтинговой фирмы "Родис", имеет бизнес в Москве, но часто бывает в Тбилиси. Он открыто заявляет, что не сторонник Саакашвили. Но тут же добавляет: "Свобода слова и доступ оппозиции к прессе и электронным СМИ в целом в республике есть". Пару лет назад, поясняет он, Саакашвили признался, что думал над тем, надо ли ему контролировать СМИ, и понял, что это практически невозможно - Грузия маленькая страна, скрыть что-то просто нельзя. И свобода митингов тоже есть. Другое дело, что протестантов немного - устали, разуверились. Оппозиция разобщена, и лидеров, способных повести людей за собой, у нее нет.
А вот судебная система полностью контролируется властью, уверенно заявляет Кикабидзе, в стране нет независимого правосудия. Правительство всегда добивается нужного ему судебного решения. Вся Грузия была возмущена убийством Сандро Гиргвлиани - молодого человека до смерти забили высокопоставленные чины МВД. Что в итоге? Посадили "шестерок", которые взяли вину на себя, а "шишки", хотя формально и отошли от дел, сохранили свои позиции в министерстве. Саакашвили, признает Кикабидзе, удалось снизить преступность. Но главный метод борьбы с ней при Мише - отстрел криминала, что дает массу возможностей преследовать кого угодно по личным мотивам, как когда-то было в годы сталинских репрессий. Грузинские и международные правозащитники утверждают, что судебная система Грузии находится в критическом состоянии.
Тень 37-го
О том, что у "маяка демократии" есть серьезные проблемы с соблюдением политических и личных прав и свобод, на Западе, конечно же, хорошо известно. В Европейском суде по правам человека сейчас в производстве находится более 30 исков из Грузии. После недавних событий в Кодорском ущелье грузинские власти активно продвигают закон об уголовной ответственности за "антипатриотические и антигрузинские заявления". Несколько уважаемых представителей грузинского сообщества, живущих в Москве, уклонились от просьбы прокомментировать успехи Тбилиси по обеспечению прав человека, опасаясь за своих близких в Грузии.
Склонность грузинского лидера к "чрезвычайщине" очевидна, и оппозиция уже заговорила о "новом 37-м". Самые влиятельные лица в нынешнем руководстве Грузии, по словам нескольких собеседников "Известий", - министры обороны и внутренних дел. А фигура, от которой "ничего не зависит", - спикер парламента. Странное соотношение для "успешной демократии". Но в Вашингтоне и Брюсселе предпочитают обсуждать эти проблемы с грузинскими партнерами при закрытых дверях, не вынося "сор из избы". Чтобы не потускнел свет "маяка", освещающего путь к демократии.
О чем Запад предпочитает говорить тихо
Проведенный неправительственной "Ассоциацией молодых юристов" опрос показал, что свыше 60 процентов грузинских журналистов считают СМИ в Грузии лишь частично свободными, а 31 процент полагают, что свобода слова в республике заметно ограничивается.
В докладе Международной амнистии по Грузии (ноябрь 2005) отмечается, что у содержащихся под стражей показания буквально "выбивают", применяя электрошок и пытку огнем, надевая на голову полиэтиленовые пакеты, угрожая расправой с родственниками.
Многочисленные факты избиения и пыток в Грузии были зафиксированы в отчете делегации Европейского комитета против пыток в начале 2005 года. Отчет не был предан гласности в Грузии.