Серийных убийц освобождали досрочно

Расследованием беспрецедентного уголовного дела занялся отдел Генеральной прокуратуры в Уральском федеральном округе (УрФО). Там считают, что начальник ИК-56 Свердловской области Сухан Дадашев подписывал липовые положительные характеристики и выпускал на свободу рецидивистов и серийных убийц, которых приговорили к пожизненным срокам заключения. Многие из них уже вернулись за решетку. На днях Дадашеву предъявили обвинения в превышении и злоупотреблении должностными полномочиями.
ИК-56 раньше называли "колонией смертников". Ее обитатели 273 зека в совокупности убили 700 человек! 10 лет назад ИК-56 стали называть "колонией пожизненных". Россия, вступив в Совет Европы, объявила мораторий на смертную казнь. В итоге некоторых осужденных к высшей мере наказания помиловал президент, расстрел им заменили длительными сроками заключения 20, 25 лет. Подавать прошение об условно-досрочном освобождении (УДО) они имели право не раньше, чем по истечении двух третей этого срока. Проверка Генпрокуратуры показала: порой в колонии соблюдалось только это требование из целого ряда необходимых для УДО.
Для УДО должно быть, например, полное раскаяние заключенного, заявил "Известиям" прокурор отдела Генпрокуратуры в УрФО Дмитрий Серебренников. Однако руководство колонии направляло необоснованные представления в суды об УДО особо опасных преступников, осужденных за серийные убийства, изнасилования, бандитизм.
Многие из них, освободившись, по данным Генпрокуратуры, совершали жуткие преступления. Так, на 5 лет раньше срока на свободе оказался убивший двух человек Александр Чумаков. Ему расстрел заменили 20 годами лишения свободы. Четырежды судимый Александр Юшков освободился на 3 года раньше срока. Через три месяца его арестовали за убийство и разбой. Приговоренного к высшей мере, замененной 20 годами, Федорова руководство колонии сочло "твердо вставшим на путь исправления". Хотя он 38 раз помещался в штрафной изолятор.
Всего таких "досрочников" прокуратура насчитала 39 человек. "За ними страшные дела, говорит глава областной комиссии по помилованию Юрий Демин. По 68 трупов на каждом. Я 20 лет проработал в суде, представляю, что это за преступления. И совершившие их вышли на свободу по представленным руководством колонии прямо-таки "пионерским" характеристикам!"
Руководство Главного управления федеральной службы исполнения наказаний (ГУФСИН) вины за начальством колонии не признает. Как заявили "Известиям" в пресс-службе, вопрос об УДО решает суд, а значит, к нему все претензии. В горсуде райцентра Ивделя именно там находится колония не согласны с этим. "Мы тщательно изучаем дела по УДО, говорит председатель суда Елена Гордийчук. Последние три года все представленные администрацией колонии на УДО, характеризовались положительно".
В Генпрокуратуре согласны с судьями: "Это то же самое, как если бы следователь сфальсифицировал документы в уголовном деле и заявил: Я ни при чем, приговор вынес судья", говорит Серебренников.
На вопрос, двигала ли Дадашевым материальная заинтересованность или другие мотивы, прокуратура предпочитает не отвечать.
Решимость прокуратуры не смущает коллег Дадашева.
Презумпцию невиновости еще никто не отменял, заявила "Известиям" и.о. руководителя пресс-службы ГУФСИНа Свердловской области Мария Голенищева. В уголовно-исполнительной системе Дадашев служит с 1986 года. Все это время руководство ГУФСИНа по области оценивало его работу положительно.
Но сейчас Дадашев отстранен от должности.
Нарушителей порядка будут сажать с комфортом
Необычный изолятор временного содержания открылся в городе Киселевске Кемеровской области. Иные посетители Киселевского ИВС такого комфорта не имеют даже у себя дома. Для российских регионов этот случай уникальный в системе МВД такого изолятора еще не было.
Если бы не команда "Выходи, руки за спину!", можно было бы подумать, что находишься в ведомственной гостинице, а не в изоляторе временного содержания. В народе это место при отделении милиции называют "обезьянником" сюда сажают на 10 суток мелких нарушителей порядка. Но то, что построено в Кемеровской области, "обезьянником" назвать язык не повернется. "Некоторых сюда даже заводить не хочется: полы затопчут", иронизируют сотрудники ИВС.
Впрочем, "субъектов" дальше порога просто так не пустят. Сначала их осмотрит фельдшер, затем их одежда будет "жариться" в дезинфекционной камере, и только затем их разведут по камерам.
"Новое здание построено по проекту, который прошел экспертизу на соответствие европейским нормам, рассказывает начальник отдела по организации работы спецучреждений милиции и конвоирования ГУВД области Валентин Струнин. Уходят в прошлое времена, когда в пятиместной камере содержалось по 20 человек".
В новом здании ИВС 15 камер на содержание 4 человек в каждой. Двухъярусные кровати, тумбочки, полки для личных вещей. В каждой камере санузел и душевая. Самое интересное, что из бюджета на строительство ИВС не было затрачено ни копейки. Под зданием бывшего ГОВД, где раньше был зарешеченный закуток для задержанных, были обнаружены крупные запасы угля. Собственник, купивший на аукционе право на разработку месторождения, выложил 25 млн рублей на строительство нового изолятора.
Опыт оказался заразительным. Строительство еще одного изолятора по такому же проекту также начато в другом горняцком городе Анжеро-Судженске. Деньги, правда, выделило уже МВД. В соответствии с европейскими нормами ведется реконструкция ИВС в Тяжине.
Константин Антонов, Кемеровская область