Битва за Лондон

Ближайшую неделю в Лондоне будет наблюдаться беспрецедентное скопление российских музыкантов. 25 июля на сцене "Ковент-Гардена" "Огненным ангелом" Прокофьева начинаются гастроли Большого театра. В то же время по соседству, в театре "Колизей", проходит мариинский фестиваль "Шостакович на сцене", который открылся оперой "Нос".
Для Большого театра эти гастроли, которые продлятся около месяца, необычайно важны. Они отмечают 50-летие первого появления и первого триумфа Большого за пределами родины. Тогда, в 1956 году, Москва экспортировала только балет, поразивший воображение местной публики высочайшим уровнем труппы, старомодной хореографией и неотразимой Галиной Улановой, которой было уже 47 лет.
Балетная часть превалирует и в нынешней гастрольной программе. Причем вместе с хитовыми "Лебединым озером", "Дон Кихотом" и "Дочерью фараона" везут и более рискованные новинки — "Золушку" Прокофьева и "Светлый ручей" Шостаковича. Борьба в данном случае идет не только за интерес публики, но и за благосклонность критики, перед которой уже не хочется выглядеть старомодными.
Опера Большого, впервые выступающая на заветной сцене "Ковент-Гардена", представлена гораздо скромнее. Из новых времен — "Огненный ангел". Из старых — по настоянию приглашающей стороны — "Борис Годунов" Мусоргского в постановке Леонида Баратова аж 1948 года. Теперь такой антиквариат нигде, кроме как в России, не сыщешь.
Именно дебют оперы — причина для повышенных волнений Большого. И тем азартнее, видимо, Валерию Гергиеву, чья Мариинская опера много раз выступала в "Ковент-Гардене". Нынешние гастроли питерцев продлятся с 20 по 29 июля и включают в себя внушительную подборку сценических опусов юбиляра этого года — Шостаковича: обе оперы, несколько балетов и даже оперетту "Москва, Черемушки". Проходят они, конечно, на менее престижной сцене, чем гастроли Большого. Зато Гергиев обладает таким международным реноме, что может позволить себе тематический фестиваль, полностью обходящийся без шлягеров.