Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Одессе отказались переименовывать улицы Жуковского и Бунина
Интернет и технологии
В России разработали виртуального режиссера
Армия
Трофейную технику НАТО привезли на Поклонную гору
Мир
Белый дом заявил о разработке механизма изъятия замороженных российских активов
Здоровье
Врач заявила о пользе зелени для снижения давления
Мир
Рябков объяснил недопуск россиян на рейсы из Турции в Мексику давлением США
Общество
В России не хватает вакцин от инфекционных заболеваний для собак и кошек
Недвижимость
Цены на аренду элитной недвижимости в Москве рекордно выросли
Общество
Синоптики спрогнозировали потепление до +22 градусов в Москве 25 апреля
Общество
Над могилой лидера группы «Король и Шут» Горшенева установили камеру наблюдения
Мир
Украинцы призывного возраста не смогут получить паспорта за границей
Экономика
Совфед заблокировал проект о запрете спиртного в прикассовой зоне
Мир
Замглавы МИДа Панкин пообещал ответ в случае конфискации активов РФ
Общество
В МЧС предупредили о грозе, дожде и ветре в Москве в ближайшие дни
Армия
В России создают серию плавучих дронов для подрыва мостов
Мир
Политкоординатор РФ в СБ ООН указала на политизированность дипломатов США

Директор Санкт-Петербургского филиала ФГУП НТЦ "Атлас" Владимир Богданов: "Мы можем отследить историю каждой бутылки"

Почти две недели на российском алкогольном рынке - хаос: в ассортименте магазинов - широкие просеки, а цены на алкоголь медленно, но верно поднимаются. Это - реакция рынка, первый результат введения новой автоматизированной системы федерального контроля за оборотом алкогольных напитков. Цели благие: увеличить поступление налогов и защитить людей от опасного для здоровья товара, уверяет спецкора "Известий" Михаила Виноградова генеральный конструктор системы ЕГАИС Владимир Богданов.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Почти две недели на российском алкогольном рынке - хаос: в ассортименте магазинов - широкие просеки, а цены на алкоголь медленно, но верно поднимаются. Это - реакция рынка, первый результат введения новой автоматизированной системы федерального контроля за оборотом алкогольных напитков (ЕГАИС). Цели благие: увеличить поступление налогов и защитить людей от опасного для здоровья товара, уверяет спецкора "Известий" Михаила Виноградова генеральный конструктор системы ЕГАИС Владимир Богданов.

вопрос: Владимир Николаевич, все уже наслышаны о том, что и на предприятиях, производящих алкогольную продукцию, и в торговле устанавливается разработанная вами единая система учета алкогольной продукции. Для чего это делается и как она работает?

ответ: Думаю, что всем понятна проблема ухода от налогов и что в результате бюджеты всех уровней недополучают значительные средства. А рынок алкогольной продукции в этом плане далеко не безупречен. Мало того, налоговая проблема здесь самым непосредственным образом связана с наличием в торговле значительной доли фальсификата. В прошлом году, например, эта цифра составила до 40%. Известно, что в результате потребления такого "алкоголя" у нас растут показатели смертности и, что особенно страшно, среди людей трудоспособного возраста. Понимая всю остроту проблемы, государство взяло курс на усиление регулирования и контроля в этой области. А в качестве основы было принято решение ввести единую государственную автоматизированную информационную систему учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. По своей сути наша ЕГАИС представляет систему сбора информации, поступающей в электронном виде от всех участников процесса. В нее должно быть занесено все, что производится в виде спирта и спиртосодержащей продукции. Это касается и экспортной, и импортной продукции. Без этого наладить контроль в масштабах страны невозможно. Правительство поручило разработать программные средства нам. Этот выбор определялся тем, что, с одной стороны, НТЦ "Атлас" специализируется на разработке и производстве подобных защищенных информсистем, а с другой - у НПЦ уже имелся положительный опыт в создании информационной системы по учету движения алкогольной продукции.

в: Основное звено в системе, как я понимаю, - штрихкод на новой акцизной марке. Что он содержит?

о: По марке мы можем отследить историю каждой бутылки: где она произведена, наименование продукта, завод-производитель, крепость, литраж, сертификаты соответствия, количество бутылок в партии, номер бутылки в этой партии и все необходимые реквизиты, которые нужны для контроля в звене "производитель-оптовик—розница". Марки изготовляет Гознак, что практически исключает подделку. Там специальная полиграфия, особые краски, голограмма, шифрованный штрихкод. И эксперт, и потребитель могут стопроцентно опознать подлинную марку.

в: Участники алкогольного рынка жалуются, что комплекс ЕГАИС дорого стоит. Говорят, многим, например, мелким оптовикам, это не по карману. А правда, сколько он стоит?

о: Для производителя и оптовика - по-разному. Например, импортер и производитель наносят штрихкод на марки. Значит, им потребуются дополнительное оборудование и расходные материалы. Нужны рабочая станция, сервер, сервер-приложение, компьютеры, сканеры, принтеры. Все это стоит от 130 до 540 тыс. рублей. Цена комплекса для производителя зависит и от его масштабов. 540 тыс. - это для огромных объемов, для монополистов. И, кстати, все производители раньше работали в системе ЕСУДАП (единая система учета движения алкогольной продукции). Они ставили штрихкод на региональные марки. Как правило, у них уже есть почти все оборудование. Нужно было только докупить принтеры и серверы. А для оптовиков цена вопроса - 50-80 тыс. рублей. Хочу заметить, что ФГУП НТЦ "Атлас" не взимает с организаций плату за предоставление и установку программных средств. Предполагается, что все будет финансироваться централизованно. Источник же финансирования должно определить правительство. Вместе с тем, обладая необходимыми лицензиями, НТЦ "Атлас" на договорной основе предлагает организациям подготовить технические средства к работе в ЕГАИС, обучить специалистов, а также обеспечить последующее сервисное обслуживание. Все перечисленное могут выполнять и другие, имеющие на то соответствующее разрешение.

в: Вы, как потребитель, наверняка ходите в магазины и не можете не видеть, что винные полки опустели. Это значит, что система ЕГАИС не заработала в полном объеме в срок. Почему?

о: Безусловно, проблемы с внедрением ЕГАИС есть. И это обусловлено рядом субъективных и объективных причин. В соответствии с законом с 1 января по 1 июля 2006 года должны были подключиться к ЕГАИС все участники алкогольного рынка. Однако многие до последнего момента тянули, рассчитывая, вероятно, на то, что решение отменят или перенесут. Не исключено, что отчасти имело место и сознательное саботирование. Практически основной поток заявок на подключение к системе пошел только в июне. Подключить же всех сразу, сами понимаете, сложно. Нужно выехать на место, установить и отладить программное обеспечение. И это по всей стране. Кроме того, выявились и проблемы технической и кадровой обеспеченности не только в организациях, связанных с оборотом алкогольной продукции, но и у налоговых и таможенных органов. Многие в спешке пытаются начать работать, даже не изучив как следует инструкцию. При этом допускают массу ошибок, а вину пытаются свалить на якобы неработоспособность самого программного обеспечения. В настоящее время в системе ЕГАИС уже передают информацию более 80% организаций из подавших заявки на подключение. Остальные 20% будут подключены, как только оформят необходимые для этого документы. Должен сказать, что около 100 спиртовых заводов и около 1000 оптовиков еще даже заявки не подали. Возможно, это связано с нелегальным оборотом их продукции. Не все, конечно, теневики. Кто-то, видимо, получает лицензию, приводит уставный капитал в соответствие с законом. Сейчас мы начинаем точечно разбираться, почему некоторые не могут отгружать продукцию. Оказывается, что опять-таки неправильно вводятся данные, например, когда отгружается товар. Повторяю: дело не в программном обеспечении. И я надеюсь, что в ближайшее время все наладится.

в: Интересно, будет ли когда-нибудь возможность у обычного покупателя по штрихкоду получить всю информацию о продукте?

о: Этот вопрос мы уже вместе с налоговиками обсуждали на недавнем заседании правительства. И мы уже видим техническое решение, когда потребитель или кассир-продавец смогут провести штрихкод через кассовый аппарат (стационарный сканер) и узнать, не "левая" ли это бутылка. Мы считаем это просто необходимым и, надеюсь, будет сделано уже во второй половине года.

в: А вас лично вся эта ситуация как-то затронула?

о: Конечно. С крепким алкоголем проблем не было, а вот с импортным вином - да. Где-то неделю назад я в Питере хотел купить бутылку вина. И не смог - не было. Однако вчера в соседнем супермаркете я увидел относительно недорогое хорошее вино - в пределах 200-400 рублей. Купил бутылку и увидел на ней новую марку. Мы, как разработчики системы, в контакте со всеми заинтересованными ведомствами, стараемся разрядить сложившуюся ситуацию с дефицитом алкогольной продукции.

Комментарии
Прямой эфир