"Еда Франкенштейна" не всем по вкусу

Депутаты Мосгордумы готовят закон, ужесточающий требования к продавцам и производителям генно-модифицированных колбас и консервов. Столичные думцы предлагают ввести обязательную маркировку продуктов, содержащих ГМ-компоненты. В рамках этого в Мосгордуме по инициативе фракции "Единая Россия" прошли слушания "Об организации в Москве контроля за генетически модифицированной и контрафактной продукцией".
Ежедневно Москва потребляет примерно 30 тыс. тонн продовольствия. Как считают эксперты, около 40% продуктов содержат генно-модифицированные компоненты. Однако сколько трансгенов на самом деле попадает на столичные прилавки — точно не известно, поставки таких продуктов никто не контролирует. В Москве на сегодняшний день работают всего 9 специализированных лабораторий. Однако у независимых экологов к ним масса претензий. Во-первых, мини-станции оснащены допотопным оборудованием. Во-вторых, там отсутствуют химикаты, позволяющие проводить исследования. То есть заключения, подготовленные на базе этих пунктов, не могут быть стопроцентно достоверными.
— 8 лабораторий делают анализ только по двум ГМ-компонентам, — поясняет президент ассоциации "Биологическая, экологическая и продовольственная безопасность" Игорь Митрохин. — На самом деле таких компонентов не меньше 88. Мы брали на повторную экспертизу 20 продуктов, признанных чистыми. В итоге в 16 образцах были обнаружены трансгены.
А сотрудники Московской инспекции по качеству сельхозпродукции даже провели небольшой эксперимент. Пробы одного и того же продукта отправили в 5 разных лабораторий. И результаты везде оказались разными.
Должным образом блюсти здоровое питание москвичей городским властям мешают пробелы в законодательстве. Так, в России просто-напросто отсутствует механизм маркировки продуктов с ГМО. Есть постановление "О требованиях к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов", подписанное в 2001 году главным санврачом РФ Геннадием Онищенко. В соответствии с ним производитель должен писать на упаковках продуктов об использовании ГМО, если их доля составляет более 5% массы продукта. Утверждалось, что Россия списала этот документ с европейских стандартов. Однако в Европе действует норма в 0,9%. К тому же западный производитель обязан сообщить о наличии в его продукте ГМО, если доля трансгенов превышает 0,9%, но не от общей массы продукта, а от массы ингредиента, содержащего генно-модифицированный аналог.
Таким образом, если, например, при изготовлении 1 кг колбасы использовали 10 г генной сои, в странах ЕС на такой колбасе напишут: "содержит стопроцентно генно-модифицированную сою". А в России ничего не напишут, так как по нашей отечественной методике определения ГМО в колбасе трансгенов будет всего 1%. Для того чтобы российский производитель предупредил о ГМО в такой колбасе, трансгенной сои в ней должно быть более 50 г, то есть более 5% общей массы продукта.%%BOX%%
К тому же многие европейские страны сейчас полностью вводят запрет на пищевые ГМО. Так как до сих пор никто не доказал, что "еда Франкенштейна" (как иногда называют трансгены) безопасна для здоровья.
— Сейчас уже в Москве появляются колбасы, где не только какие-то 0,9 или 5%, а чуть ли не все 100% содержат генно-модифицированную составляющую, — возмущается заместитель руководителя департамента потребительского рынка и услуг Москвы Анатолий Кочетков. — Поэтому мы считаем, что в столице проблема с трансгенными продуктами стоит остро. Мы даже не знаем, присутствуют ли модифицированные добавки в том, что мы едим. При этом штраф за отсутствие на этикетке информации о ГМ-компонентах — всего 10 000 рублей. Мы предлагаем увеличить штраф до 500 тысяч. А немаркированную продукцию, в которой будут обнаружены трансгены, уничтожать.
Поскольку федеральный закон не позволяет сделать столицу зоной, полностью свободной от трансгенных колбас и сосисок (производители мигом оспорят такое распоряжение в суде), столичное правительство решило оградить от вредного влияния хотя бы детей. По распоряжению московского мэра Юрия Лужкова в городских школах и детских садах запретят использовать продукты, содержащие генно-модифицированные компоненты (ГМК). Сегодня школьные буфеты обслуживают через городские заказы коммерческие фирмы. Чтобы получить такой бюджетный подряд, нужно выиграть конкурс. Отныне одним из главных условий бюджетного конкурса будет запрет на использование в детском питании ГМК.
Сейчас, чтобы этот механизм все же реально заработал, необходимо создать в Москве сеть контрольных лабораторий с квалифицированными сотрудниками. А это потребует значительных денежных вливаний. Депутаты Мосгордумы создали специальную комиссию, которая должна будет составить список предложений по трансгенам к городским властям и доработать закон о генно-модифицированной продукции.