Европейские миротворцы: Кавказ подо мною?

Европа пришла на Кавказ. По мнению руководителя группы "Россия и СНГ" Германского института международной политики и безопасности (влиятельного немецкого "мозгового центра", консультирующего федеральное правительство) Роланда Гетца, "регион Кавказа и Средней Азии становится одной из важнейших тем для предстоящего председательства Германии в ЕС. Кавказ называют "особым регионом", который долгое время не находился в центре внимания европейцев".
Какое же значение придают европейцы Кавказскому региону? Для европейцев он интересен не только благодаря своему уникальному природно-географическому значению. "Кавказ с его довольно ограниченным ресурсным потенциалом не является ключевым регионом", считает Роланд Гетц. Американцам Кавказ важен прежде всего как один из мостов для масштабных геополитических комбинаций (Иран, Ближний Восток). Европой, занятой строительством "политики добрососедства", Кавказ рассматривается как политический пациент, страдающий болезнью под названием "этническая конфликтность". Именно преодоление этнических конфликтов, а также распространение "европейской" системы ценностей приоритет для европейских политиков на Кавказе.
Однако европеизация Кавказа началась не в 2006 году. "Особый регион" уже с начала 1990-х гг. попал под пристальное внимание европейских политиков. Но ЕС в своей "кавказской политике" делает в отличие от США акцент не на военно-политической, а на социально-экономической сфере. Вторым приоритетным направлением ЕС является обеспечение стабильности в регионе, а также уважения и соблюдения "европейских стандартов" в области прав человека и демократических свобод. В проекте "общей позиции" по государствам Южного Кавказа, принятом в 1995 году Советом ЕС, подчеркивалась необходимость всесторонней помощи бывшим республикам Закавказья в строительстве демократических институтов. Декларируя приверженность универсальным демократическим ценностям, ЕС тем не менее зачастую не готов принимать в расчет этнокультурные особенности и традиции Грузии, Армении и Азербайджана.
Особая роль в "большой игре" на Кавказе принадлежит России. Во-первых, РФ сама является кавказской страной. Во-вторых, она чрезвычайно активна на Южном Кавказе, а ее роль в урегулировании "замороженных конфликтов" трудно недооценить. Похоже, сегодня европейские эксперты готовы рассматривать Кавказ как целостный регион, не разводя проблемы "независимого" Южного Кавказа и российского Северного Кавказа. Но такой подход, разделяемый большинством российских политиков и экспертов, в Европе получает иную интерпретацию. Речь о том, чтобы Россия не только отказалась от эксклюзивной политической роли на Юге Кавказа, но и открыла ворота для европейского миротворчества на Северном Кавказе.
Для России принять подобный подход означало бы признание собственной государственной и управленческой несостоятельности. Не совсем ясно, а какие, собственно, решения предлагают европейские страны для России. Переговоры с сепаратистами? После Беслана, а затем и смерти Аслана Масхадова само "ичкерийское движение" переживает серьезный кризис, атомизируется, не выдвигая фактически лозунгов отделения от России. Да и при жизни "президента Ичкерии" идея переговоров с ним была одной из сладких европейских утопий, ибо чеченская реальность такова, что ни один политический лидер сепаратистов не был признан среди других. Сегодня европейский взгляд на Северный Кавказ представляет собой совокупность устаревших представлений середины 90-х гг. (т.е. периода активных боевых действий федерального центра и сепаратистов).
Вместе с тем европеизация Кавказского региона политическая реальность, в которой надо учиться жить. Необходимо уметь защищать насущные национальные интересы на понятном для европейской политической и правовой мысли языке. Нужно стать инициаторами не только консервации, но и прогрессивного развития стран Южного Кавказа, осознав, что сама по себе стабильность без движения вперед невозможна. Именно Россия способна научить европейцев разумному сочетанию формально-правовых схем и формул и Realpolitik, без чего невозможно замирение Кавказа всерьез и надолго.
Сергей Маркедонов - заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа