Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
МАГАТЭ подтвердило отсутствие ущерба ядерным объектам Ирана после атаки Израиля
Экономика
Иностранным инвесторам хотят упростить получение виз в РФ
Армия
Двоих летчиков потерпевшего аварию в Ставропольском крае самолета госпитализировали
Общество
Синоптики предупредили москвичей о небольшом дожде и порывах ветра 19 апреля
Мир
На Украине уволили представителя оперативного командования «Юг» ВСУ Гуменюк
Мир
СМИ назвали взрывы в Исфахане результатом работы ПВО
Армия
Шойгу проинспектировал работу предприятия ОПК в Омской области
Мир
В «Хезболле» заявили о нежелании воевать с Израилем
Происшествия
Силы ПВО сбили 25 снарядов РСЗО Vampire за ночь над Белгородской областью
Общество
Более 400 домов в Оренбургской области за сутки освободились от воды
Мир
В Палестине озвучили намерение продолжать отстаивать свои права в ООН
Мир
Несколько авиакомпаний изменили маршруты полетов над Ираном после атаки Израиля
Мир
Страны G7 19 апреля обсудят ситуацию вокруг удара Израиля по Ирану
Происшествия
МО назвало вероятной причиной аварии Ту-22M3 на Ставрополье техническую неисправность
Армия
В Карелии сформирована отдельная ракетная бригада с ОТК «Искандер-М»
Общество
В Курганской области подтоплены почти 2 тыс. жилых и около 3,4 тыс. дачных домов

Что им предложить

Последний раз я был в Тбилиси на излете советской эпохи, 20 лет назад. В 86-м еще цела была гостиница "Иверия", не разгромлен проспект Руставели, а высокопоставленный писатель раздраженно спрашивал меня: "Что там у вас, в Москве, эта перестройка себе позволяет? Сталин плохой, Берия плохой, а Микоян, что, не плохой?" Потом Руставели был разгромлен, "Иверия" опустошена, писатель затерялся в нетях, а Тбилиси на годы погрузился во тьму: нехватка электричества.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Последний раз я был в Тбилиси на излете советской эпохи, 20 лет назад. В 86-м еще цела была гостиница "Иверия", не разгромлен проспект Руставели, а высокопоставленный писатель раздраженно спрашивал меня: "Что там у вас, в Москве, эта перестройка себе позволяет? Сталин плохой, Берия плохой, а Микоян, что, не плохой?" Потом Руставели был разгромлен, "Иверия" опустошена, писатель затерялся в нетях, а Тбилиси на годы погрузился во тьму: нехватка электричества. Теперь "Иверию" восстанавливают казахи, которые все активней входят в грузинский туристический бизнес; проспект заманчиво подсвечен, многие фасады восстановлены. Что там в Москве думают — опять стало важно; но что думают в Брюсселе и Вашингтоне — куда важнее.

Семинар Тбилисской школы политических исследований проходил в Лекани: там расположена боржомская дача великого князя Михаила — последние Романовы не знали, что "Боржоми" — ядовитый напиток, травились себе на здоровье. На семинаре прозвучал вопрос: "А что сегодня Россия реально может предложить Грузии?" Автор этого текста начал разливаться соловьем насчет рынков сбыта и рынков труда. Напомнил, что Абхазия и Осетия давно выпали из грузинского информационного поля, смотрят на мир сквозь призму "Первого канала", и даже если НАТО поможет Грузии вернуть формальное единство территории (что сомнительно), без российского посредничества воссоединение невозможно. Процитировал путинские слова после встречи с Саакашвили про миллиард долларов, переводимых грузинами ежегодно из России. Напомнил о культурных связях. И, довольный собой, умолк. "Нет, имелось в виду другое: какие ценности, какой цивилизационный путь может предложить Россия? В XIX в. империя предложила окно в Европу, открыла ценности просвещения. При советской власти грузинская культура ощутила себя статусным и — на своих вершинах — мировым явлением. Сегодня Запад предлагает ценности прав человека, справедливого суда, законного труда; а вы что?" Стало неловко.

Можно сколько угодно иронизировать над инфантильностью малых государств, которым кто-то что-то обязательно должен предлагать, без этого никак. Беззаботно подкалывать: вы готовы поменять русский язык на английский, но готовы ли стать самостоятельными? Жестко рассуждать о том, что неизбежное вступление в НАТО даст новым элитам пропуск в закрытый европейский клуб, но впоследствии вызовет глубокое разочарование масс, обманув ожидания немедленного мира и порядка. Напоминать, что "права человека" выродились в набор бюрократических процедур. Но, во-первых, нам трудно себе представить судьбу малого государства, которое судьбой и природой поставлено на линии пересечения враждебных интересов мощных держав Запада и Востока. Во-вторых, поставленный ребром вопрос насмешкой, резким рассуждением не отведешь: какие ценности вы можете предложить, какую перспективу? Действительно — какие?

На протяжении нескольких последних лет правящая элита по-детски обижалась: мы соседям и то, и это, и газ по внутренним ценам, и почти безвизовый режим, и таможенные послабления, и кредиты, а они все на Запад смотрят и устраивают революции по американским сценариям. Ах так? Будет вам газовая война, запрет на ввоз вина и минералки, ужесточение правил въезда, и проч., и проч. И мало кто обращал внимание на то, что, помимо столь же детской ревности соседей ("а дядя игрушку лучше обещал"), есть и более сложные и важные причины "расползания" земель. Нынешняя политическая, но, к сожалению, также и культурная, Россия не имеет путеводных идей; идеалы подменены интересами, и многие испытывают иллюзию, что деньги, преференции, льготы, приправленные ссылками на историю, давнюю и недавнюю, сами по себе способны решать геополитические проблемы. Нет, не способны. Хотя без них и не обойдешься.

Что же до ценностей, привлекающих умы, — где они? Чем собираемся заманивать в свой круг соседей? Красивыми словами об энергетической сверхдержаве? Или идеалом полицейского бардака, сменившего принцип полицейского государства, когда люди в погонах управляют почти всем, а система трещит по швам? Мечтой о полуперекрытых каналах информации? Разговорами о том, что неправительственные организации — главные враги Отечества? Образцовым примером развращения нового поколения журналистов? Шемякиным судом? Так соседи все это уже проходили. В гораздо более жестком варианте. И предпочитают верить в приход райского царства прав человека — без нас. А мы-то во что верим? Не для них — для самих себя? Сами себе что можем предложить? Вопрос без ответа.

Комментарии
Прямой эфир