Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Reuters сообщило о подтверждении Трампом приглашения Путина в «Совет мира»
Общество
ФСБ ликвидировала причастного к попытке теракта в Ставрополе мужчину
Мир
Лавров напомнил о помощи КНДР в освобождении Курской области
Мир
Посол РФ Барбин заявил о роли Дании как одного из основных спонсоров Киева
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 32 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
В ИКИ РАН сообщили о начале второго пика магнитной бури
Общество
В ГД предложили предупреждать о звонках с помощью голосовых роботов
Общество
Анализ на ВПЧ для россиянок включили в полис ОМС
Мир
Глава РФПИ Дмитриев прибыл в Давос
Мир
Трамп заявил о неспособности Дании защитить Гренландию
Общество
Суд в Забайкалье признал молодежную организацию террористической
Общество
Эксперт предупредила о рисках быстрых знакомств после Нового года
Общество
Главу Звездного городка отправили под домашний арест
Общество
В Госдуме предложили снизить первоначальный взнос по военной ипотеке до 10%
Армия
ВС РФ нанесли массированный удар по предприятиям ВПК Украины
Спорт
МПК изменил решение по допуску сборной России на Паралимпиаду
Общество
Федяев рассказал о повышении штрафов за перевозку детей без автокресел

Что им предложить

Последний раз я был в Тбилиси на излете советской эпохи, 20 лет назад. В 86-м еще цела была гостиница "Иверия", не разгромлен проспект Руставели, а высокопоставленный писатель раздраженно спрашивал меня: "Что там у вас, в Москве, эта перестройка себе позволяет? Сталин плохой, Берия плохой, а Микоян, что, не плохой?" Потом Руставели был разгромлен, "Иверия" опустошена, писатель затерялся в нетях, а Тбилиси на годы погрузился во тьму: нехватка электричества.
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Последний раз я был в Тбилиси на излете советской эпохи, 20 лет назад. В 86-м еще цела была гостиница "Иверия", не разгромлен проспект Руставели, а высокопоставленный писатель раздраженно спрашивал меня: "Что там у вас, в Москве, эта перестройка себе позволяет? Сталин плохой, Берия плохой, а Микоян, что, не плохой?" Потом Руставели был разгромлен, "Иверия" опустошена, писатель затерялся в нетях, а Тбилиси на годы погрузился во тьму: нехватка электричества. Теперь "Иверию" восстанавливают казахи, которые все активней входят в грузинский туристический бизнес; проспект заманчиво подсвечен, многие фасады восстановлены. Что там в Москве думают — опять стало важно; но что думают в Брюсселе и Вашингтоне — куда важнее.

Семинар Тбилисской школы политических исследований проходил в Лекани: там расположена боржомская дача великого князя Михаила — последние Романовы не знали, что "Боржоми" — ядовитый напиток, травились себе на здоровье. На семинаре прозвучал вопрос: "А что сегодня Россия реально может предложить Грузии?" Автор этого текста начал разливаться соловьем насчет рынков сбыта и рынков труда. Напомнил, что Абхазия и Осетия давно выпали из грузинского информационного поля, смотрят на мир сквозь призму "Первого канала", и даже если НАТО поможет Грузии вернуть формальное единство территории (что сомнительно), без российского посредничества воссоединение невозможно. Процитировал путинские слова после встречи с Саакашвили про миллиард долларов, переводимых грузинами ежегодно из России. Напомнил о культурных связях. И, довольный собой, умолк. "Нет, имелось в виду другое: какие ценности, какой цивилизационный путь может предложить Россия? В XIX в. империя предложила окно в Европу, открыла ценности просвещения. При советской власти грузинская культура ощутила себя статусным и — на своих вершинах — мировым явлением. Сегодня Запад предлагает ценности прав человека, справедливого суда, законного труда; а вы что?" Стало неловко.

Можно сколько угодно иронизировать над инфантильностью малых государств, которым кто-то что-то обязательно должен предлагать, без этого никак. Беззаботно подкалывать: вы готовы поменять русский язык на английский, но готовы ли стать самостоятельными? Жестко рассуждать о том, что неизбежное вступление в НАТО даст новым элитам пропуск в закрытый европейский клуб, но впоследствии вызовет глубокое разочарование масс, обманув ожидания немедленного мира и порядка. Напоминать, что "права человека" выродились в набор бюрократических процедур. Но, во-первых, нам трудно себе представить судьбу малого государства, которое судьбой и природой поставлено на линии пересечения враждебных интересов мощных держав Запада и Востока. Во-вторых, поставленный ребром вопрос насмешкой, резким рассуждением не отведешь: какие ценности вы можете предложить, какую перспективу? Действительно — какие?

На протяжении нескольких последних лет правящая элита по-детски обижалась: мы соседям и то, и это, и газ по внутренним ценам, и почти безвизовый режим, и таможенные послабления, и кредиты, а они все на Запад смотрят и устраивают революции по американским сценариям. Ах так? Будет вам газовая война, запрет на ввоз вина и минералки, ужесточение правил въезда, и проч., и проч. И мало кто обращал внимание на то, что, помимо столь же детской ревности соседей ("а дядя игрушку лучше обещал"), есть и более сложные и важные причины "расползания" земель. Нынешняя политическая, но, к сожалению, также и культурная, Россия не имеет путеводных идей; идеалы подменены интересами, и многие испытывают иллюзию, что деньги, преференции, льготы, приправленные ссылками на историю, давнюю и недавнюю, сами по себе способны решать геополитические проблемы. Нет, не способны. Хотя без них и не обойдешься.

Что же до ценностей, привлекающих умы, — где они? Чем собираемся заманивать в свой круг соседей? Красивыми словами об энергетической сверхдержаве? Или идеалом полицейского бардака, сменившего принцип полицейского государства, когда люди в погонах управляют почти всем, а система трещит по швам? Мечтой о полуперекрытых каналах информации? Разговорами о том, что неправительственные организации — главные враги Отечества? Образцовым примером развращения нового поколения журналистов? Шемякиным судом? Так соседи все это уже проходили. В гораздо более жестком варианте. И предпочитают верить в приход райского царства прав человека — без нас. А мы-то во что верим? Не для них — для самих себя? Сами себе что можем предложить? Вопрос без ответа.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир