Президентский кортеж меняет ворота
С четверга кортеж президента Владимира Путина следует в Кремль по маршруту Иосифа Сталина - через Спасские ворота. В ночь на четверг Боровицкие ворота, которыми в последние годы пользовались для проезда в кремлевскую резиденцию высокопоставленные чиновники, закрылись в связи с ремонтом, который продлится до 22 июня. Впрочем, доступ туристов на Красную площадь сотрудники Федеральной службы охраны обещают почти не ограничивать. А вот автомобилисты пострадают. Если раньше по утрам и вечерам из-за следования правительственных персон перекрывали Новый Арбат и Большой Каменный мост, то ближайшую неделю будут "стоять" Кремлевская, Пречистенская и Замоскворечная набережные. Всем, кто пользуется этой дорогой, рекомендуется временно изменить график движения.
Финальная часть ежедневной доставки первых лиц страны к рабочим кабинетам теперь, вероятнее всего, претерпит следующие изменения: при движении с Рублевского шоссе через Кутузовский проспект и Новый Арбат кортежи будут попадать на Знаменку. До сих пор правительственные лимузины на большой скорости пересекали заранее перекрытую Боровицкую площадь и въезжали в Кремль через одноименные ворота.
Чтобы попасть туда через Спасские ворота, автомобили чиновников должны будут почти въехать на Большой Каменный мост и попасть на Кремлевскую набережную, а оттуда через Васильевский спуск - к Спасским воротам Кремля.
Соответствующие изменения должны последовать и в утреннем перекрытии движения на дорогах. Помимо Нового Арбата и Большого Каменного моста движение теперь будут временно закрывать на трех внутренних набережных: Пречистенской (от светофора у храма Христа Спасителя), Кремлевской и Москворецкой (скорее всего от пересечения с Китайгородским проездом).
Для пешеходов и туристов новая схема движения принесет минимальные неудобства. Прогулки туристов возле Мавзолея будут ограничены лишь во время заезда кортежей.
- Мы приносим извинения москвичам и гостям столицы в связи с временными неудобствами, - посетовал руководитель центра по связям с общественностью Федеральной службы охраны Сергей Девятов. - Это вынужденная мера из-за планового ремонта, который предполагается закончить к 22 июня.
Реставрационные работы кремлевских стен и башен ведутся с 2000 года и сейчас подходят к концу. Единственный "неохваченный " участок - Боровицкие ворота. Как пояснил "Известиям" пресс-секретарь Управления делами президента РФ Виктор Хреков, реставрации подвергнется дорожное покрытие.
- На Боровицких воротах будет переложена брусчатка, - уточнил Хреков. - Рабочие обновят бетонную подложку и подсыпят свежий песок. А потом на новый фундамент уложат прежние камни.
Для российских чиновников новый маршрут проезда - своего рода восстановление исторической справедливости. Спасские ворота Кремля всегда считались главными и почитались как святые. Через них нельзя было проезжать верхом и с покрытой головой. Спасскими воротами всегда пользовался Иосиф Сталин. Закрылись ворота только в конце 90-х годов прошлого века, чтобы не создавать проблем туристам, гуляющим по Красной площади. А также - по настоянию сотрудников президентской службы безопасности - в перестроечные годы резко увеличился приток зевак на главную улицу России. За последнее время Спасские ворота открывали дважды - в 2000 и в 2004 году - в день инаугурации президента Владимира Путина.
Чиновники попадают в Кремль с "заднего входа"
В прежние годы проездными в Кремле были шесть ворот. Из ворот Константино-Еленинской башни, откуда начинается улица Варварка, в 1380 году выходили войска Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Троицкая башня, построенная в 1495 году, служила проездом к покоям царицы и царевен, ко двору патриарха. Никольские ворота, дорога от которых ведет к нынешнему зданию Моссовета, были открыты для проезда до начала ХХ века, и ими пользовался генерал-губернатор Москвы. Именно у этих ворот был совершен теракт, когда погиб столичный генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович. Также до начала ХХ века для проезда в Кремль пользовались воротами Тайницкой башни. При ее сооружении в ХV веке под ней был вырыт колодец (засыпан в 1930-х) и тайный ход к Москве-реке, снабжавший москвичей в случае осады.
Проездная Боровицкая башня была заложена в 1490 году на месте древнейшего выхода из Кремля - с западной его стороны. Из ее ворот вели удобные сходы к реке Неглинной. В основном Боровицкую башню использовали для хозяйственных нужд Житного и Конюшенного дворов, находившихся рядом. Ее проездные ворота были как бы "задними" воротами Кремля. Тем не менее до вчерашнего дня это был единственный маршрут в Кремль для автомобилистов.