Сначала были "стекловицы"
Сегодняшней публикацией мы начинаем рассказ о главных редакторах газеты "Известия". Современная журналистская заповедь "Не бывает смелых корреспондентов, бывают смелые редакторы" справедлива на все времена. Все дело лишь в том, на кого и на что сориентирована эта смелость.
СТЕКЛОВ Ю.М. (18731941). С 1925-го на журналистской работе. С 1929-го заместитель председателя Ученого комитета при ЦИК СССР. Необоснованно репрессирован, реабилитирован посмертно. (Энциклопедический словарь братьев Гранат "Деятели СССР и революционного движения России", 1927)
Первому редактору "Известий" Юрию Михайловичу Стеклову смелости было не занимать. Непокорный дух проявился еще в гимназии, откуда его исключили за непочтительный отзыв о верноподданнической поэме И. Богдановича "Душенька" (не пощадил даже "за давностью лет" поэма была написана в 1778 году). Отрывок из автобиографии (словарь братьев Гранат): "Много читал, страстно любил театр и музыку. 14-ти лет имел сильные впечатления от громкого процесса моей матери, содержание которого послужило материалом для драмы Л.Н. Толстого "Живой труп".
...Характер Стеклова закалялся в кузнице революционной борьбы, в царских тюрьмах и ссылках. Его становлению помогала внушительная внешность. Вот портрет Стеклова глазами одного из его будущих соратников по "Известиям": "Большая комната битком набита народом. Издали вижу человека огромного роста с большой рыжей бородой в штатском костюме европейского покроя..." Дело происходило в октябре 1917 года в Петрограде, в штабе революции - Смольном.
Тогда во второй раз Стеклов стал главным редактором "Известий". Именно так во второй раз. История, если быть верной Истории, такова. Снова автобиография (о себе в третьем лице): "С первого момента Февральской революции 1917 г. принял в ней активное участие. Явившись в понедельник 27.II (ст. ст.) в Таврический Дворец, в совет рабочих депутатов, был избран ... редакт. "Известий Петрогр. Совета Рабочих и Солдат. Депутатов" (сохранен стиль словаря)... В состав редакции "Известий" ввел исключительно большевиков... Отстаивание в совете решительной революционной линии, разоблачение промахов Временного правительства ... возбудили против С. ненависть буржуазии, которая ... начала осыпать его самыми гнусными клеветами, от которых меньшевистско-эсеровское большинство совета не считало нужным защищать своего политического противника".
Разгорелся конфликт, в результате которого Стеклов сам подал в отставку (12 мая 1917 года), а "меньшевистско-эсеровское большинство совета" поставило на его место своего человека Ф.И. Дана. Так что Стеклов был-таки первым редактором "Известий". А о втором мы еще расскажем...
Юрий Михайлович был очень энергичным редактором, творчески фантастически активным. Считал необходимым чуть ли не в каждом номере доносить до читателей свою точку зрения на происходящие в стране события. Его передовые статьи (передовицы) не нуждались в подписи они были узнаваемы по стилю. Говорят, с легкой руки Владимира Маяковского (сотрудничавшего с "Известиями") они стали называться "стекловицами". Похоже на правду, подтверждается такими строчками поэта (цитирую по памяти без знаменитой "лесенки"): "Всему приходит своя пора,/ Время приливам, время отливам./ А вот у Стеклова вода не сходит с пера./ Несправедливо!"
Как бы то ни было, а в "Правде" (где Стеклов тоже сотрудничал) и в "Известиях" за восемь с половиной лет редакторства он напечатал более полутора тысяч "стекловиц". В истории отечественной журналистики и в памяти современников Ю.М. Стеклова остались его невероятная работоспособность и газетная стремительность.