Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве и Подмосковье продлен «оранжевый» уровень опасности из-за жары
Экономика
МВФ пересмотрел прогноз по ВВП США на 2025–2026 годы в сторону понижения
Происшествия
В Херсонской области после атаки дрона ВСУ на автомобиль ранены два человека
Мир
Путин отметил стремление отдельных сил на Западе к восстановлению связей с РФ
Общество
В Австрии указали на провал санкционной политики ЕС
Мир
Путин отметил вклад СПЦ в укрепление отношений между РФ и Сербией
Мир
В Индии 27 человек погибли при нападении террористов
Мир
Ушаков назвал серьезным и обстоятельным диалог России и США по Украине
Происшествия
Космонавт Александр Полещук пострадал при ДТП с такси в Москве
Общество
В Минобороны заявили о детонации боеприпасов в воинской части Владимирской области
Общество
В Москве стартовала конференция для блогеров «Блогерконф 2025»
Общество
Россиян предупредили об активизации мошенников к 9 Мая
Мир
Путин и султан Омана выступили за полный вывод израильских войск из сектора Газа
Мир
Путин выразил соболезнования руководству Индии в связи с терактом под Пахалгамом
Мир
СМИ сообщили о пошлинах США свыше 3000% на солнечные панели из Юго-Восточной Азии
Происшествия
На участке серой ветки метро в Москве прервано движение поездов
Общество
Журналист «Известий» выиграл приз Конкурса молодых журналистов-международников

Айдан без паранджи

Редкий случай: бизнес-элита в дорогих костюмах, богема в ярких модных нарядах, арт-тусовка в потертых пиджаках и молодые художники в майках - все эти люди толпились вместе. Восторженное единение обеспечила сама фигура Айдан, выступающей в разных жизненных амплуа - известнейшей галеристки, с чьей помощью составили свои коллекции многочисленные новые собиратели; светской дамы, чьи фотопортреты и интервью украшают практически все наши гламурные медиа.
50
Выделить главное
Вкл
Выкл

Редкий случай: бизнес-элита в дорогих костюмах, богема в ярких модных нарядах, арт-тусовка в потертых пиджаках и молодые художники в майках - все эти люди толпились вместе. Восторженное единение обеспечила сама фигура Айдан, выступающей в разных жизненных амплуа - известнейшей галеристки, с чьей помощью составили свои коллекции многочисленные новые собиратели; светской дамы, чьи фотопортреты и интервью украшают практически все наши гламурные медиа; преподавателя, обучающего студентов не только искусству рисования, но и новым технологиям; и, конечно, одной из лучших российских художниц. Сама Айдан была в длинном черном платье - словно сошла с собственных картин или видеоработ. 

Выставка, занимающая все четыре музейных этажа, построена по технологическому принципу — отдельно живопись, отдельно видео, отдельно рисунки. Но объединена тематически — главной темой, которая интересует Айдан на протяжении многих лет. Ее можно условно назвать феминизмом, прикрытым исламской атрибутикой. Женщина, женское тело, женская грация, женское поведение, женский взгляд — вот что интересует Айдан. И не важно, в какой технике выполнена работа и кто на ней изображен — простая русская женщина ("Татьяна"), классическая одалиска ("Спящая красавица") или же запеленатая в черную паранджу или платок мусульманка, от которой для мира остались только глаза — грустные, тоскливые, но очень наблюдательные ("Кааба").

Феминизм Айдан — не агрессивный, не воинственный и не асексуальный. Искусство Салаховой чрезвычайно эротично, даже, я бы сказал, физиологично. Она, конечно, борется за права женщин, но права эти понимает достаточно определенно. Сцены, на которых девушка в парандже занимается рукоблудием (серия "Я люблю себя") или две девушки предаются содомии, — это, скорее, про тоскливые вечера в гареме, а не про признание прав сексуальных меньшинств. А еще, как точно подметил один арт-критик, искусство Салаховой очень тактильно: главный мотив всех ее работ — это мотив касания. Девушка прикасается к себе, к другой девушке, к мужчине или к некоему фаллическому предмету (работа из серии "Персидские миниатюры"). И пусть при ближайшем рассмотрении этот предмет оказывается минаретом — Айдан не имеет в виду национальные или религиозные различия, просто она во всем видит витальность жизни. Очень важное качество, без которого трудно быть одновременно художником, галеристом, педагогом и светским персонажем.

Выставка Айдан открывает программу "Москва актуальная", которую совместно проводят Музей современного искусства и галерея XL. Суть программы — музеефикация современного искусства. В залах на Ермолаевском пройдут ретроспективы десятка актуальных художников. Одновременно аналогичный проект, но уже совместно с Третьяковкой, делает другая галерея — Марата Гельмана. Оба проекта свидетельствуют, что некогда радикальное, эпатажное, многим непонятное искусство дослужилось до генеральских звезд. С чем уже нельзя не считаться.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением