Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Туризм
Нацпроект по туризму получит 403 млрд рублей финансирования до 2030 года
Мир
В ЕС задумались о причинах блокировки Западом мирного соглашения по Украине
Туризм
Путин пообещал создать к 2030 году туринфраструктуру во всех нацпарках РФ
Общество
Певица Mona назвала честью возможность участвовать в проекте «Голос мой услышь»
Армия
Путин поздравил бригаду управления ВС РФ с присвоением звания «гвардейская»
Мир
Зеленский заявил о неготовности ВСУ к обороне в случае крупного наступления ВС РФ
Происшествия
Губернатор Севастополя сообщил о падении военного самолета в море
Политика
Лавров заявил об отсутствии оптимизма в отношениях Москвы и Еревана
Общество
Морской пассажирский транспорт приостановил движение в Севастополе
Общество
Представители Молодежного крыла Народного фронта восстанавливают храм в Авдеевке
Мир
Небензя указал на попытки США удушить КНДР односторонними рестрикциями
Общество
Фонд «Гольфстрим» займется распределением помощи для пострадавших в «Крокусе»
Политика
Постпред РФ при ОБСЕ усомнился в искренности осуждений Западом теракта в «Крокусе»
Мир
Рынку ЕС предрекли трудности с случае ввода пошлины на зерно из РФ
Мир
Глава МИД Танзании в разговоре с Лавровым решительно осудил теракт в «Крокусе»
Мир
Французский генерал призвал Макрона подумать о реакции РФ в случае отправки войск

Айдан без паранджи

Редкий случай: бизнес-элита в дорогих костюмах, богема в ярких модных нарядах, арт-тусовка в потертых пиджаках и молодые художники в майках - все эти люди толпились вместе. Восторженное единение обеспечила сама фигура Айдан, выступающей в разных жизненных амплуа - известнейшей галеристки, с чьей помощью составили свои коллекции многочисленные новые собиратели; светской дамы, чьи фотопортреты и интервью украшают практически все наши гламурные медиа.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Редкий случай: бизнес-элита в дорогих костюмах, богема в ярких модных нарядах, арт-тусовка в потертых пиджаках и молодые художники в майках - все эти люди толпились вместе. Восторженное единение обеспечила сама фигура Айдан, выступающей в разных жизненных амплуа - известнейшей галеристки, с чьей помощью составили свои коллекции многочисленные новые собиратели; светской дамы, чьи фотопортреты и интервью украшают практически все наши гламурные медиа; преподавателя, обучающего студентов не только искусству рисования, но и новым технологиям; и, конечно, одной из лучших российских художниц. Сама Айдан была в длинном черном платье - словно сошла с собственных картин или видеоработ. 

Выставка, занимающая все четыре музейных этажа, построена по технологическому принципу — отдельно живопись, отдельно видео, отдельно рисунки. Но объединена тематически — главной темой, которая интересует Айдан на протяжении многих лет. Ее можно условно назвать феминизмом, прикрытым исламской атрибутикой. Женщина, женское тело, женская грация, женское поведение, женский взгляд — вот что интересует Айдан. И не важно, в какой технике выполнена работа и кто на ней изображен — простая русская женщина ("Татьяна"), классическая одалиска ("Спящая красавица") или же запеленатая в черную паранджу или платок мусульманка, от которой для мира остались только глаза — грустные, тоскливые, но очень наблюдательные ("Кааба").

Феминизм Айдан — не агрессивный, не воинственный и не асексуальный. Искусство Салаховой чрезвычайно эротично, даже, я бы сказал, физиологично. Она, конечно, борется за права женщин, но права эти понимает достаточно определенно. Сцены, на которых девушка в парандже занимается рукоблудием (серия "Я люблю себя") или две девушки предаются содомии, — это, скорее, про тоскливые вечера в гареме, а не про признание прав сексуальных меньшинств. А еще, как точно подметил один арт-критик, искусство Салаховой очень тактильно: главный мотив всех ее работ — это мотив касания. Девушка прикасается к себе, к другой девушке, к мужчине или к некоему фаллическому предмету (работа из серии "Персидские миниатюры"). И пусть при ближайшем рассмотрении этот предмет оказывается минаретом — Айдан не имеет в виду национальные или религиозные различия, просто она во всем видит витальность жизни. Очень важное качество, без которого трудно быть одновременно художником, галеристом, педагогом и светским персонажем.

Выставка Айдан открывает программу "Москва актуальная", которую совместно проводят Музей современного искусства и галерея XL. Суть программы — музеефикация современного искусства. В залах на Ермолаевском пройдут ретроспективы десятка актуальных художников. Одновременно аналогичный проект, но уже совместно с Третьяковкой, делает другая галерея — Марата Гельмана. Оба проекта свидетельствуют, что некогда радикальное, эпатажное, многим непонятное искусство дослужилось до генеральских звезд. С чем уже нельзя не считаться.

Комментарии
Прямой эфир