Генеральный директор ВВЦ Магомед Мусаев: "Никогда больше на территории выставки не будет хаотичных рынков и лотков"
- Статьи
- Страна
- Генеральный директор ВВЦ Магомед Мусаев: "Никогда больше на территории выставки не будет хаотичных рынков и лотков"
Во Всероссийском выставочном центре (ВВЦ) начинается грандиозная реконструкция, о необходимости которой говорили долгие годы, но никак не могли найти средств. О том, какой станет "главная выставка страны", какую высоту возьмет монумент Веры Мухиной "Рабочий и колхозница" и куда переедет павильон "Москва", корреспонденту "Известий" Николаю Морозову рассказал генеральный директор ВВЦ Магомед Мусаев.
известия: О возрождении ВВЦ говорят уже много лет. И все эти годы некогда легендарная, всемирно известная выставка больше напоминает большой торговый развал. Лишь недавно с ее территории исчезли палатки и стихийные рынки.
Магомед Мусаев: Впервые о реконструкции ВВЦ задумались в начале 90-х, когда выставка буквально на глазах превратилась в хаотичный торговый центр. Но государству в то время было не до нас, и "смутные дни ВВЦ" растянулись на полтора десятилетия. За последние 15 лет на ее развитие было выделено лишь шесть миллионов рублей этого на ремонт одного павильона хватит с трудом. В итоге полное запустение: изношенные фонтаны, отбитая плитка, отваливающаяся штукатурка и треснутые фасады. Каждый памятник архитектуры федерального значения а их в ВВЦ 46 требует срочной реставрации. Износ инфраструктуры от 70 до 100%.
известия: И тем не менее четыре года назад активно обсуждалась возможность проведения на территории бывшей ВДНХ международной выставки ЭКСПО-2010?
Мусаев: Мы были уверены, что при условии победы в конкурсе, а значит, и притока спонсорских средств сможем привести ВВЦ в чувство за короткий срок. К сожалению, мы проиграли, выставка уехала в Китай, который боролся за победу 12 лет, и реконструкцию вновь пришлось отложить. Но зато мы смогли привлечь внимание бизнесменов и властных структур к проблемам ВВЦ, подняв вопрос о реконструкции ВВЦ на самый высокий уровень. Здесь необходимо отметить, что всеми иностранными экспертами было признано, что ВВЦ уникальная историческая территория, идеально подходящая для проведения ЭКСПО. Ведь на Западе совершенно иная выставочная культура. Выставочные центры для жителя Европы место работы и деловых встреч. А ВВЦ уже со дня своего основания был не только выставкой, но и местом отдыха горожан.
известия: А членов комиссии не смущало качество тесных и неуютных выставочных павильонов?
Мусаев: Смущало. Но ведь это памятники архитектуры, сносить которые мы не собираемся, да и просто не имеем права. Уже тогда было ясно, что надо строить новые выставочные павильоны, которые смогут принять в своих стенах любую современную выставку. Пока в ВВЦ таких павильонов нет. Активно используемые 69, 57 и 20-й это уже позавчерашний день. Для сравнения: средний размер выставочного комплекса в Европе 200 тыс. кв.м, а у нас около 1015 тыс. кв.м. Ежегодный оборот выставочной сферы в Германии составляет около 23 миллиардов евро, в России показатели в 40 раз меньше. "Моспроект-4" совместно с немецкой фирмой "Обермайер" разработали проект международного выставочно-конгрессного комплекса. До 2010 года будут построены 240 тысяч квадратных метров со всей инфраструктурой. Основные павильоны будут располагаться со стороны улицы Сергея Эйзенштейна (смотрите схему. "Известия").
известия: То есть новые павильоны займут место легендарной "Москвы", одного из символов ВВЦ?
Мусаев: Павильон "Москва" никуда не денется, он просто переедет на новое место в центральную часть выставки, как раз туда, где сейчас стоят ракета и самолеты, другие "реликвии" советской эпохи. Это не выставочный, а скорее музейный павильон. Из-за сильной изношенности его невозможно использовать в полную силу. А согласно проекту реконструкции ВВЦ, правое "крыло" территории должно стать активной выставочной зоной. В глубине территории будут павильоны агрогородка ВВЦ. Центральная аллея и окраины зона отдыха и павильоны стран и регионов. Площадь промышленности возле павильона "Космос" должна стать "Городом науки, образования, инноваций, технологий и промышленности". Этот проект своего рода интерактивный музей реализуется в рамках нацпроекта "Образование". Здесь все можно будет потрогать руками, построить настоящий дом, провести научные исследования и даже сделать про свою работу документальный фильм. Подобные "города" были реализованы во всем мире это парижский "Город науки и промышленности", валенсийский "Город искусств и науки", "Эксплораториум" в Сан-Франциско и "Парк научных приключений" в бельгийском Монсе. Но в Москве такого центра раньше не было. В рамках этого проекта появится и уникальный кинотеатр, в котором вместо одного экрана будет целых шесть: четыре на стенах, один на полу и еще один на потолке. Эффект присутствия школьникам гарантирован. Нечто похожее появится после реконструкции и в павильоне "Космос". Само собой, экспозиция будет посвящена покорению космоса.
известия: А что будет с монументом Мухиной?
Мусаев: Он останется на своем прежнем месте и станет частью нового выставочного комплекса, поднявшись над городом на историческую, запроектированную еще Мухиной, высоту, на которой статуя "Рабочий и колхозница" стояла в 1937 году на ЭКСПО в Париже.
известия: Главная проблема ВВЦ большая территория, преодолеть которую под силу далеко не каждому посетителю.
Мусаев: Сейчас по территории курсируют автобусы и трамвайчики. Согласен, что этого недостаточно. Не исключено, что по периметру территории пройдет монорельсовая дорога. Меня сильно заинтересовал и японский опыт в одном из токийских выставочных центров курсируют автобусы на воздушной подушке: тихо и быстро.
известия: Появится ли у ВВЦ еще один "главный" вход?
Мусаев: Если все задуманное будет реализовано, то он, безусловно, понадобится. Место: линия от метро "Ботанический сад" до павильона "Космос". Увеличится проезд с Сельскохозяйственной улицы. Там же будут предусмотрены и съезды со строящегося четвертого транспортного кольца. Площадь промышленности и запрудная зона долгое время были труднодоступны. Второй "главный вход" поможет их развить: сделает более доступным для пешеходов "Город науки" и прогулочную зону ВВЦ, где можно будет покататься на лошадях, на лодках и просто погулять.
известия: А исчезнут ли многочисленные торговые точки, оставшиеся еще с перестроечных времен?
Мусаев: Торговля останется выставочные комплексы должны быть многофункциональными. Но, конечно, уже никогда на территории ВВЦ не будет хаотичных рынков и лотков. Вся торговля будет сосредоточена в павильонах, которые не задействованы под выставочные проекты. Речь идет прежде всего об исторических павильонах, расположенных вдоль фонтанов.
известия: Когда планируется закончить реконструкцию ВВЦ?
Мусаев: Вся территория будет преобразована до 2012 года. К этому времени будет построен современный выставочный комплекс и "Город науки", в отреставрированных исторических павильонах откроются десятки ресторанов национальных кухонь.
ВВЦ уже пыталась вернуть себе статус главной выставки конецформыначалоформы
История "главной выставки страны" началась 1 августа 1939 года. Чтобы заслужить право участвовать во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ), колхозы, совхозы, машинно-тракторные станции, научные учреждения должны были иметь определенные показатели за 1937-й и 1938 годы, а передовики и организаторы сельского хозяйства за 1938 год. Выросший на северной окраине Москвы целый выставочный город площадью в 136 гектаров включил в себя пруды, парки, опытные участки, 250 всевозможных строений, над которыми работали лучшие архитекторы Советского Союза. Только в 1939 году с 1 августа по 25 октября ее посетило свыше 3,5 миллиона человек. Главный символ нынешней выставки фонтан "Дружба народов" появился лишь в 1954 году, когда обновленная территория вновь распахнула свои двери после долгого перерыва. В 1959 году выставка была переименована в ВДНХ, в 1992-м в ВВЦ. В рыночные времена ВВЦ стал по сути большой торговой ярмаркой, на которой можно было купить все что угодно от китайского ширпотреба до компьютеров. Попытка вернуть ВВЦ "выставочное лицо" была сделана в начале ХХI века, когда Россия предложила принять на этой территории Всемирную универсальную выставку "Экспо-2010". Ради того чтобы представить миру не криминальную барахолку посреди изрядно потрепанных памятников тоталитарной архитектуры, а выставочный комплекс мирового уровня (с выставочной деревней для размещения гостей, которая позже могла бы превратиться в жилой микрорайон), в перестройку ВВЦ предполагалось вложить как минимум 500 млн долларов. К разработке проекта обновленного ВВЦ был привлечен парижский выставочный центр Paris-Nord. Однако конкурс на "Экспо-2010" выиграл в конце 2002 года китайский город Шанхай, и эти грандиозные планы не осуществились.
"Боржоми" кончилось даже в павильоне "Грузия"
Всесоюзный выставочный центр, задуманный как ярмарка достижений страны, стал ее зеркалом. Сразу после перестройки павильоны союзных республик, щедро украшенные дарами природы и достижениями науки и техники, стали огромным рынком. Сейчас здесь безвременье. Магазины мебели, оргтехники и одежды объявляют распродажи, а недавно появившиеся экспозиции достижений пока еще неуловимо напоминают школьные стенды.
В павильоне "Кыргызстан" распродажа диванов, в "Карелии" оргтехники, в "Армении" идет с молотка модная одежда. Новые экспозиции вызывают смешанные чувства. Стенд Чеченской Республики, спрятанный между магазином "Военная одежда" и ПБОЮЛ "Травник Гордеев М.В. (методики оздоровления)", поражает хирургическими крючками, зубчато-лапчатыми пинцетами и набором военной униформы.
Все это, конечно, вызывает удивление, но пока у нас развито только это производство, говорит хозяйка экспозиции Атьяна, пережившая две войны в Грозном. Не так давно скинхеды, зашедшие в магазин военной формы за тяжелыми ботинками, заглянули и к нам на минутку. Заметив медицинские зажимы и крючки, они стали приставать ко мне: "Зачем пыточные орудия конца XX века выставляете?" Я промолчала. Военные интересуются нашими камуфляжами, говорят, что качество очень хорошее, но мы их не продаем все в единственном экземпляре.
За военной формой висит красивое чеченское женское национальное платье габли с фатой. Рядом красивый макет загородного поместья, хорошо спрятанный в "зеленке".
Это не военная база, а усадьба Джеральда О'Хара, объясняет Атьяна. Сделана по описанию американской писательницы Маргарет Митчелл, написавшей роман "Унесенные ветром".
Но зачем?!
Мастер так захотел, ничуть не смущаясь говорит Атьяна.
В павильоне "Грузия" чувствуется последствие эмбарго на грузинское вино и минеральную воду. Винный кабачок "У Давида" закрыт. В винном салоне-баре "Георгика" человек-реклама Василий одиноко дегустирует грузинский коньяк.
Самое главное в грузинском коньяке возраст, смакует он "Асканели". Мягкость появляется только на девятый год. Можно минералки?
"Боржоми" кончилось, отвечает девушка-бармен, перебирая бутылки. Скоро закончатся такие редкие вина, как "Оджалеши" и "Александраули". Чем торговать будем?
Слабое оживление царит в музее-театре "Ледниковый период", который скорее напоминает салон мамонтовой кости. Два десятка малышей фотографируются с вожаком мамонтового семейства брутальным мамонтом-самцом Луюрмихом.
Мамонта Луюрмихом назвали, потому что он якут? интересуется девочка.
Луюрмих это имя, образованное от ФИО нашего мэра Лужкова Юрия Михайловича, терпеливо объясняет экскурсовод.
Но девочка не понимает сакральную связь между человеком в кепке и ископаемым гигантом. Экскурсовод объясняет, что мамонт получил диковинное имя из-за того, что Лужков помогал их музею. Но ребенку это не интересно. Девочка тянет маму в юрту, где расположено кафе "Кыргызстан". Следующий пункт выставка датских аниматоров "Возвращение динозавров".
Богдан Степовой