Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Российские дипломаты выехали к месту происшествия с самолетом в Анталье
Мир
РФ рассчитывает на участие Армении в выработке евразийской системы безопасности
Мир
В Румынии сообщили о лидерстве Чолаку на президентских выборах
Мир
Посол Мельник предрек Украине самые сложные восемь недель в истории
Общество
Кустурица рассказал о проблемах в современной киноиндустрии
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил об уничтожении шести БПЛА
Армия
Силы ПВО уничтожили два украинских БПЛА над Белгородской областью
Общество
В России появится закон о социальном туризме
Мир
В подконтрольном Киеву Херсоне прозвучали взрывы
Мир
Умер американский телеведущий Чак Вулери
Мир
Протестующие установили палатки возле грузинского парламента
Мир
Пассажирка загоревшегося в Анталье самолета сообщила о резком ударе при посадке
Мир
Пожар в загоревшемся при посадке в Анталье самолете потушен
Мир
Рябков прокомментировал обращение Путина в связи с атаками ВСУ вглубь РФ
Происшествия
Губернатор Белгородской области сообщил о ликвидации нескольких БПЛА
Мир
Стали известны имена членов экипажа загоревшегося в Анталье самолета
Армия
Российские снайперы рассказали о ликвидации боевиков ВСУ в Серябрянском лесу
Мир
В Госдуме назвали заявление главы МИД Франции об ударах по РФ актом агрессии

Генеральный директор ВВЦ Магомед Мусаев: "Никогда больше на территории выставки не будет хаотичных рынков и лотков"

Во Всероссийском выставочном центре (ВВЦ) начинается грандиозная реконструкция, о необходимости которой говорили долгие годы, но никак не могли найти средств. О том, какой станет "главная выставка страны", какую высоту возьмет монумент Веры Мухиной "Рабочий и колхозница" и куда переедет павильон "Москва", корреспонденту "Известий" Николаю Морозову рассказал генеральный директор ВВЦ Магомед Мусаев. "Впервые о реконструкции ВВЦ задумались в начале 90-х, когда выставка буквально на глазах превратилась в хаотичный торговый центр".
0
Во Всероссийском выставочном центре (ВВЦ) начинается грандиозная реконструкция (фото Екатерины Штукиной, "Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Во Всероссийском выставочном центре (ВВЦ) начинается грандиозная реконструкция, о необходимости которой говорили долгие годы, но никак не могли найти средств. О том, какой станет "главная выставка страны", какую высоту возьмет монумент Веры Мухиной "Рабочий и колхозница" и куда переедет павильон "Москва", корреспонденту "Известий" Николаю Морозову рассказал генеральный директор ВВЦ Магомед Мусаев.

известия: О возрождении ВВЦ говорят уже много лет. И все эти годы некогда легендарная, всемирно известная выставка больше напоминает большой торговый развал. Лишь недавно с ее территории исчезли палатки и стихийные рынки.

Магомед Мусаев: Впервые о реконструкции ВВЦ задумались в начале 90-х, когда выставка буквально на глазах превратилась в хаотичный торговый центр. Но государству в то время было не до нас, и "смутные дни ВВЦ" растянулись на полтора десятилетия. За последние 15 лет на ее развитие было выделено лишь шесть миллионов рублей — этого на ремонт одного павильона хватит с трудом. В итоге полное запустение: изношенные фонтаны, отбитая плитка, отваливающаяся штукатурка и треснутые фасады. Каждый памятник архитектуры федерального значения — а их в ВВЦ 46 — требует срочной реставрации. Износ инфраструктуры от 70 до 100%.

известия: И тем не менее четыре года назад активно обсуждалась возможность проведения на территории бывшей ВДНХ международной выставки ЭКСПО-2010?

Мусаев: Мы были уверены, что при условии победы в конкурсе, а значит, и притока спонсорских средств сможем привести ВВЦ в чувство за короткий срок. К сожалению, мы проиграли, выставка уехала в Китай, который боролся за победу 12 лет, и реконструкцию вновь пришлось отложить. Но зато мы смогли привлечь внимание бизнесменов и властных структур к проблемам ВВЦ, подняв вопрос о реконструкции ВВЦ на самый высокий уровень. Здесь необходимо отметить, что всеми иностранными экспертами было признано, что ВВЦ — уникальная историческая территория, идеально подходящая для проведения ЭКСПО. Ведь на Западе совершенно иная выставочная культура. Выставочные центры для жителя Европы — место работы и деловых встреч. А ВВЦ уже со дня своего основания был не только выставкой, но и местом отдыха горожан.

известия: А членов комиссии не смущало качество тесных и неуютных выставочных павильонов?

Мусаев: Смущало. Но ведь это памятники архитектуры, сносить которые мы не собираемся, да и просто не имеем права. Уже тогда было ясно, что надо строить новые выставочные павильоны, которые смогут принять в своих стенах любую современную выставку. Пока в ВВЦ таких павильонов нет. Активно используемые 69, 57 и 20-й — это уже позавчерашний день. Для сравнения: средний размер выставочного комплекса в Европе 200 тыс. кв.м, а у нас около 10—15 тыс. кв.м. Ежегодный оборот выставочной сферы в Германии составляет около 23 миллиардов евро, в России показатели в 40 раз меньше. "Моспроект-4" совместно с немецкой фирмой "Обермайер" разработали проект международного выставочно-конгрессного комплекса. До 2010 года будут построены 240 тысяч квадратных метров со всей инфраструктурой. Основные павильоны будут располагаться со стороны улицы Сергея Эйзенштейна (смотрите схему. —"Известия").

известия: То есть новые павильоны займут место легендарной "Москвы", одного из символов ВВЦ?

Мусаев: Павильон "Москва" никуда не денется, он просто переедет на новое место — в центральную часть выставки, как раз туда, где сейчас стоят ракета и самолеты, другие "реликвии" советской эпохи. Это не выставочный, а скорее музейный павильон. Из-за сильной изношенности его невозможно использовать в полную силу. А согласно проекту реконструкции ВВЦ, правое "крыло" территории должно стать активной выставочной зоной. В глубине территории будут павильоны агрогородка ВВЦ. Центральная аллея и окраины — зона отдыха и павильоны стран и регионов. Площадь промышленности возле павильона "Космос" должна стать "Городом науки, образования, инноваций, технологий и промышленности". Этот проект — своего рода интерактивный музей — реализуется в рамках нацпроекта "Образование". Здесь все можно будет потрогать руками, построить настоящий дом, провести научные исследования и даже сделать про свою работу документальный фильм. Подобные "города" были реализованы во всем мире — это парижский "Город науки и промышленности", валенсийский "Город искусств и науки", "Эксплораториум" в Сан-Франциско и "Парк научных приключений" в бельгийском Монсе. Но в Москве такого центра раньше не было. В рамках этого проекта появится и уникальный кинотеатр, в котором вместо одного экрана будет целых шесть: четыре на стенах, один — на полу и еще один на потолке. Эффект присутствия школьникам гарантирован. Нечто похожее появится после реконструкции и в павильоне "Космос". Само собой, экспозиция будет посвящена покорению космоса.

известия: А что будет с монументом Мухиной?

Мусаев: Он останется на своем прежнем месте и станет частью нового выставочного комплекса, поднявшись над городом на историческую, запроектированную еще Мухиной, высоту, на которой статуя "Рабочий и колхозница" стояла в 1937 году на ЭКСПО в Париже.

известия: Главная проблема ВВЦ — большая территория, преодолеть которую под силу далеко не каждому посетителю.

Мусаев: Сейчас по территории курсируют автобусы и трамвайчики. Согласен, что этого недостаточно. Не исключено, что по периметру территории пройдет монорельсовая дорога. Меня сильно заинтересовал и японский опыт — в одном из токийских выставочных центров курсируют автобусы на воздушной подушке: тихо и быстро.

известия: Появится ли у ВВЦ еще один "главный" вход?

Мусаев: Если все задуманное будет реализовано, то он, безусловно, понадобится. Место: линия от метро "Ботанический сад" до павильона "Космос". Увеличится проезд с Сельскохозяйственной улицы. Там же будут предусмотрены и съезды со строящегося четвертого транспортного кольца. Площадь промышленности и запрудная зона долгое время были труднодоступны. Второй "главный вход" поможет их развить: сделает более доступным для пешеходов "Город науки" и прогулочную зону ВВЦ, где можно будет покататься на лошадях, на лодках и просто погулять.

известия: А исчезнут ли многочисленные торговые точки, оставшиеся еще с перестроечных времен?

Мусаев: Торговля останется — выставочные комплексы должны быть многофункциональными. Но, конечно, уже никогда на территории ВВЦ не будет хаотичных рынков и лотков. Вся торговля будет сосредоточена в павильонах, которые не задействованы под выставочные проекты. Речь идет прежде всего об исторических павильонах, расположенных вдоль фонтанов.

известия: Когда планируется закончить реконструкцию ВВЦ?

Мусаев: Вся территория будет преобразована до 2012 года. К этому времени будет построен современный выставочный комплекс и "Город науки", в отреставрированных исторических павильонах откроются десятки ресторанов национальных кухонь.

ВВЦ уже пыталась вернуть себе статус главной выставки конецформыначалоформы

История "главной выставки страны" началась 1 августа 1939 года. Чтобы заслужить право участвовать во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ), колхозы, совхозы, машинно-тракторные станции, научные учреждения должны были иметь определенные показатели за 1937-й и 1938 годы, а передовики и организаторы сельского хозяйства за 1938 год. Выросший на северной окраине Москвы целый выставочный город площадью в 136 гектаров включил в себя пруды, парки, опытные участки, 250 всевозможных строений, над которыми работали лучшие архитекторы Советского Союза. Только в 1939 году с 1 августа по 25 октября ее посетило свыше 3,5 миллиона человек. Главный символ нынешней выставки — фонтан "Дружба народов" — появился лишь в 1954 году, когда обновленная территория вновь распахнула свои двери после долгого перерыва. В 1959 году выставка была переименована в ВДНХ, в 1992-м — в ВВЦ. В рыночные времена ВВЦ стал по сути большой торговой ярмаркой, на которой можно было купить все что угодно — от китайского ширпотреба до компьютеров. Попытка вернуть ВВЦ "выставочное лицо" была сделана в начале ХХI века, когда Россия предложила принять на этой территории Всемирную универсальную выставку "Экспо-2010". Ради того чтобы представить миру не криминальную барахолку посреди изрядно потрепанных памятников тоталитарной архитектуры, а выставочный комплекс мирового уровня (с выставочной деревней для размещения гостей, которая позже могла бы превратиться в жилой микрорайон), в перестройку ВВЦ предполагалось вложить как минимум 500 млн долларов. К разработке проекта обновленного ВВЦ был привлечен парижский выставочный центр Paris-Nord. Однако конкурс на "Экспо-2010" выиграл в конце 2002 года китайский город Шанхай, и эти грандиозные планы не осуществились.

"Боржоми" кончилось даже в павильоне "Грузия"

Всесоюзный выставочный центр, задуманный как ярмарка достижений страны, стал ее зеркалом. Сразу после перестройки павильоны союзных республик, щедро украшенные дарами природы и достижениями науки и техники, стали огромным рынком. Сейчас здесь безвременье. Магазины мебели, оргтехники и одежды объявляют распродажи, а недавно появившиеся экспозиции достижений пока еще неуловимо напоминают школьные стенды. 

В павильоне "Кыргызстан" — распродажа диванов, в "Карелии" — оргтехники, в "Армении" идет с молотка модная одежда. Новые экспозиции вызывают смешанные чувства. Стенд Чеченской Республики, спрятанный между магазином "Военная одежда" и ПБОЮЛ "Травник Гордеев М.В. (методики оздоровления)", поражает хирургическими крючками, зубчато-лапчатыми пинцетами и набором военной униформы.

— Все это, конечно, вызывает удивление, но пока у нас развито только это производство, — говорит хозяйка экспозиции Атьяна, пережившая две войны в Грозном. — Не так давно скинхеды, зашедшие в магазин военной формы за тяжелыми ботинками, заглянули и к нам на минутку. Заметив медицинские зажимы и крючки, они стали приставать ко мне: "Зачем пыточные орудия конца XX века выставляете?" Я промолчала. Военные интересуются нашими камуфляжами, говорят, что качество очень хорошее, но мы их не продаем — все в единственном экземпляре.

За военной формой висит красивое чеченское женское национальное платье габли с фатой. Рядом красивый макет загородного поместья, хорошо спрятанный в "зеленке".

— Это не военная база, а усадьба Джеральда О'Хара, — объясняет Атьяна. — Сделана по описанию американской писательницы Маргарет Митчелл, написавшей роман "Унесенные ветром".

— Но зачем?!

— Мастер так захотел, — ничуть не смущаясь говорит Атьяна.

В павильоне "Грузия" чувствуется последствие эмбарго на грузинское вино и минеральную воду. Винный кабачок "У Давида" закрыт. В винном салоне-баре "Георгика" человек-реклама Василий одиноко дегустирует грузинский коньяк.

— Самое главное в грузинском коньяке — возраст, — смакует он "Асканели". — Мягкость появляется только на девятый год. Можно минералки?

— "Боржоми" кончилось, — отвечает девушка-бармен, перебирая бутылки. — Скоро закончатся такие редкие вина, как "Оджалеши" и "Александраули". Чем торговать будем?

Слабое оживление царит в музее-театре "Ледниковый период", который скорее напоминает салон мамонтовой кости. Два десятка малышей фотографируются с вожаком мамонтового семейства — брутальным мамонтом-самцом Луюрмихом.

— Мамонта Луюрмихом назвали, потому что он якут? — интересуется девочка.

— Луюрмих — это имя, образованное от ФИО нашего мэра — Лужкова Юрия Михайловича, — терпеливо объясняет экскурсовод.

Но девочка не понимает сакральную связь между человеком в кепке и ископаемым гигантом. Экскурсовод объясняет, что мамонт получил диковинное имя из-за того, что Лужков помогал их музею. Но ребенку это не интересно. Девочка тянет маму в юрту, где расположено кафе "Кыргызстан". Следующий пункт — выставка датских аниматоров "Возвращение динозавров".

Богдан Степовой

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир