Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Киеве возмутились словами премьера Грузии о риске «украинизации» страны
Мир
Глава Еврокомиссии заявила о ежегодном оттоке миллиардов из бюджета ЕС в США
Мир
Пять мест базирования боевиков в сирийской провинции Хомс были уничтожены ВКС РФ
Мир
Боррель призвал страны Европы передать Киеву системы ПВО Patriot
Общество
Мать девочки в «маске Бэтмена» из США осталась довольна работой врачей в РФ
Мир
Захарова назвала позором ПАСЕ одобрение вступления Косово в Совет Европы
Авто
Завод «Москвич» опроверг наличие обстоятельств для банкротства
Мир
В МАГАТЭ указали на игнорирование атакующими ЗАЭС призывов мирового сообщества
Мир
Маск хочет профинансировать сбор подписей в защиту свободы слова в США
Мир
Макрон заявил о единогласной поддержке ЕС усиления санкций против России
Общество
Минюст рассмотрит вопрос о включении Мошковича в список иноагентов
Мир
Белый дом опроверг заявление Байдена о съедении его дяди людоедами
Общество
Уровень воды в Тоболе в районе Кургана превысил отметку в 10 м
Мир
СМИ сообщили о неспособности ВСУ удержать позиции из-за дефицита снарядов
Общество
Тестирование на программу «Время героев» для участников СВО прошло успешно
Общество
В Орске восстановили подачу электроэнергии

Французский поцелуй

Со вторника в Третьяковской галерее на Крымском Валу начнет работать выставка "Шедевры Музея Орсе". Этой экспозицией из главного музея национального искусства во Франции главный музей национального искусства в России начинает празднование своего 150-летия. Юбилейный отсчет ведется не от открытия здания галереи, а с момента, когда Павел Третьяков приобрел две первые картины, заложив основу будущей мегаколлекции.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Со вторника в Третьяковской галерее на Крымском Валу начнет работать выставка "Шедевры Музея Орсе". Этой экспозицией из главного музея национального искусства во Франции главный музей национального искусства в России начинает празднование своего 150-летия. Юбилейный отсчет ведется не от открытия здания галереи, а с момента, когда Павел Третьяков приобрел две первые картины, заложив основу будущей мегаколлекции.

Из Парижа привозят 55 картин и скульптур. В основном это настоящие шедевры не только французского, но и мирового искусства. Тут и "Балкон" Эдуара Мане, и "Вокзал Сен-Лазар" Клода Моне, и "Циклевщики паркета" Гюстава Кайботта, и "Музы" Мориса Дени, и "Звездная ночь" Ван Гога. Картины Курбе, Милле, Дега, скульптуры Бурделя, Майоля, Родена... Словом — хрестоматия по истории искусства XIX века. Традицию выставки-поздравления в нашей стране начал Эрмитаж. В 1989 году он отметил свой юбилей — 225 лет — супервыставкой, на которую все крупнейшие музеи мира выдали по одной-две картины. Тогда, в эпоху позднего "железного занавеса", выставка имела огромный успех и резонанс: увидеть привозные картины, так сказать, на местах, мало кто мог мечтать, а потому все пришли взглянуть на них в Эрмитаже.

Сегодня, конечно, ситуация слегка изменилась. В Париже, в том числе в Музее Орсе, побывали многие наши соотечественники. Поэтому у выставки-поздравления в Третьяковке другая задача: не столько представить шедевры мировой живописи, сколько дать публике возможность сравнить их с нашим искусством XIX века. Тем более что коллекция Орсе хронологически совпадает с основным собранием Третьяковки — в обоих музеях представлено искусство от реализма до авангарда.

Сравнения могут получиться довольно интересные, а главное — они позволяют несколько скорректировать наши традиционные, заимствованные из школьных учебников представления о русской художественной школе. Особенно это касается так называемого критического реализма. Возьмем "Циклевщиков паркета" Гюстава Кайботта (1875). Вроде тяжелый "рабский" труд: рабочие в поте лица (от напряжения разделись по пояс) драют полы в какой-то фешенебельной квартире. Чем не "критика" (как сказали бы при советской власти) капиталистического строя с его эксплуатацией трудящихся? Но не совсем так: во-первых, обратите внимание на бутылку вина справа — явный намек на вполне себе беспечную жизнь трудового человека. А во-вторых, совершенно очевидно, что Кайботт изображал не изнуренных рабочих, а натурщиков, которых — ради достижения эффекта выпуклых мышц — он и поставил в такие ракурсовые, трудовые позы.

Так, может, и Репин, изображая бурлаков (картина, правда, находится в Русском музее, а не в Третьяковке), имел в виду вовсе не тяжкий труд батрака, а физические усилия натурщика? Только лишь пририсовал бороды, как Кайботт — усы, по моде того времени.

Сравнения Мориса Дени с нашими символистами окажутся и того проще. Впрочем, непосредственно сравнивать две художественные школы не получится: выставка из Орсе проходит в новом здании Третьяковки на Крымском Валу, а коллекция классической русской живописи выставлена в старом здании в Лаврушинском переулке. Но можно ведь прогуляться. А кстати, зайти и в ГМИИ имени Пушкина, где есть прекрасные вещи тех же самых французских художников из бывших собраний Щукина и Морозова. И сравнить наших ван гогов, сезаннов или ренуаров с привозными. Тоже будет любопытно.

Комментарии
Прямой эфир