Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Материалы с данными сбитого при атаке по резиденции Путина БПЛА переданы США
Общество
Путин согласился со сравнением удара ВСУ по Хорлам с сожжением людей в Одессе
Мир
В Норвегии зафиксировали рост случаев насилия над женщинами
Мир
В Финляндии арестовали моряков судна Fitbur по подозрению в повреждении кабеля
Происшествия
Собянин сообщил об уничтожении пяти летевших на Москву дронов
Армия
Военный эксперт предрек удар возмездия после теракта ВСУ в Хорлах
Мир
Москалькова обратилась в ООН с призывом осудить удар ВСУ по Херсонской области
Общество
Ребенок пострадал в Ростове-на-Дону из-за попавшей в форточку пиротехники
Общество
Минздрав Крыма сообщил о состоянии госпитализированных после атаки ВСУ на Хорлы
Спорт
Энцо Мареска покинул пост главного тренера «Челси»
Мир
Трамп признал использование макияжа на руках
Спорт
Определились пары четвертьфинала молодежного ЧМ по хоккею
Мир
Экс-премьер Украины призвал «хозяев» Киева осудить теракт ВСУ
Общество
Прокуратура начала проверку задержек поездов на СКЖД из-за непогоды
Общество
В Москве в новогоднюю ночь родились 44 ребенка
Общество
Сальдо доложил Путину о ситуации после атаки ВСУ на Хорлы
Общество
Минюст подал иск о ликвидации общества защиты животных «Фауна»

Котовец

Гарри считался "известинским Кольцовым" - по популярности, по поискам тем. Но Кольцов делал карьеру, участвовал в большой политике, а Гарри это не волновало. Он любил веселые компании, красивых женщин и... приключения. В душе оставался тем же отчаянным Ленькой, который когда-то с Котовским ходил в конные рубки. Все участвовал в каких-то сверхдальних перелетах, экспедициях, потом писал об этом...
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

"Умирать на полях сражений мы научились давно, мы делали это так, как никто до нас не делал. Мы научились рисковать жизнью за технику, в борьбе за овладение тайнами природы. Мы научились и другому: побеждать без потерь человеческих и материальных, во всеоружии современнейших технических знаний". "Доблесть" — очерк Алексея Гарри. ЧП на строительстве московского метро, вели тоннель, вдруг наткнулись на плывун, и за считанные часы надо было принять решение: уйти с опасного места или продолжить работу, выбрав особый, не опробованный еще метод бетонирования. "Стихия не поспела за большевиками — станция закончена в срок, этому громадному мраморному залу ничего не угрожает".

Очерк как очерк — в духе времени. Но пусть он станет поводом вспомнить легендарного известинца Алексея Гарри. Честное слово, этот человек того достоин. Ведь его судьба — тоже напоминание о времени — жестоком, путаном, ярком и невероятно талантливом.

Писатель Теодор Гладков, знавший Алексея Николаевича:

— "Гарри" — не псевдоним. В жилах Алексея Николаевича текло множество кровей, фамилия — от деда, то ли француза, то ли итальянца. Сын врача. Вырос в Одессе. В 1918 году Одесса была белой, и юный Гарри примкнул в большевистскому подполью. Он попал в подпольную боевую дружину Котовского, который стал его кумиром на всю жизнь. С тех пор до конца Гражданской Гарри был "при Григории Ивановиче" — порученец, телохранитель, зовите как хотите. Четырежды ранен, дважды контужен. Имел два ордена Красного Знамени. В Москву приехал в 1923-м после демобилизации, стал журналистом и писателем. Написал знаменитую до войны книгу "Огонь. Эпопея Котовского". С 1927-го — в "Известиях".

Профессионалом-газетчиком он был великолепным. Однажды, поспорив на два ящика коньяка, за день один (!) написал весь номер. Разумеется, без тассовской информации, материалов с мест, афиши, погоды — но все остальное, положенное по тогдашним газетным канонам (передовица, очерк, репортаж, статьи на разные темы), выдал под псевдонимами Гарри. Он считался "известинским Кольцовым" — по популярности, по поискам тем. Но Кольцов делал карьеру, участвовал в большой политике, а Гарри это не волновало. Он любил веселые компании, красивых женщин и... приключения. В душе оставался тем же отчаянным Ленькой, который когда-то с Котовским ходил в конные рубки. Все участвовал в каких-то сверхдальних перелетах, экспедициях, потом писал об этом...

В 1938-м его взяли (это был второй арест). По иронии судьбы как раз во время следствия за участие в арктическом походе Гарри наградили третьим орденом, Красной Звезды. Не помогло. Посадили.

Так бы ему и сгинуть "за колючкой", но, кажется, в 1942-м случилась неожиданная история. На полярный остров, где находилась лагерная командировка, немцы с корабля высадили десант. Один из конвойных офицеров рискнул — вопреки всем запретам роздал зэкам оружие. Среди них было много репрессированных военных, участников Гражданской — отбились. Сталин приказал "искупивших вину" амнистировать — Гарри в том числе. Призыву в армию он не подлежал — больной, в возрасте. Мудро рассудив, что возвращаться в Москву — значит рисковать угодить под новый арест, остался в лагере вольнонаемным . Как раз американцы начали поставлять технику для горных работ, требовался перевод документации, а он знал языки. Потом заведовал библиотекой в Норильлаге. Другом и соседом по бараку был еще один крупный в прошлом известинец — Абрам Аграновский, отец Анатолия и Валерия, будущих очеркистов.

В Москву Гарри вернулся в конце 1950-х, тогда мы и познакомились. Был он маленький, щуплый, живой, блестящий рассказчик. Успел написать еще одну книгу — "Рассказы о Котовском". Умер в 1960-м.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир