Товарищ Дарвин
Большое событие вошло в жизнь советских людей 19 апреля 1932 года. Оно тем более важно для "Известий", что неожиданным эхом недавно отозвалось на наших страницах - в корреспондентских заметках, в письмах ученых, в ожесточенных, еще не стихших читательских дискуссиях. 74 года назад страна торжественно отмечала "50 лет со дня смерти величайшего ученого Чарльза Дарвина".
Мероприятия шли по всему Советскому Союзу. В Москве Центральный совет Союза воинствующих безбожников и Институт красной профессуры организовали торжественные вечера и серию лекций на предприятиях столицы. Антирелигиозная бригада Общества биологов-марксистов подготовила научно-популярную брошюру "Дарвин, классовая борьба и религия". В Ленинграде Академия наук СССР совместно с Комакадемией проводила совместное совещание. В Нижнем Новгороде состоялся дарвиновский вечер (повторился в Сормово). То же самое в Саратове, и далее, и далее, широко шагая по одной шестой части суши.
"Известия" вышли с разворотом, посвященным знаменательной дате (в следующих номерах также обращались к теме). Характерны "шапки"-призывы: "Мобилизуем миллионы на борьбу против "ученых" мракобесов, использующих учение Дарвина для обоснования господства колониального гнета и империалистических войн!". Или: "Используем все достижения буржуазной науки и техники, критически переработав их на основах марксистско-ленинской теории!". Или: "Вооружившись методами диалектического материализма, поставим эволюционную науку на службу социалистическому животноводству и растениеводству, на выполнение исторических решений XVII партийной конференции".
Авторы статей академики, профессора. Крупные имена: философы, естественники. Есть те, кто потом стал жертвой лысенковщины, репрессий. Чей-то текст полная белиберда. Кто-то ведет разговор на здравые темы резко критикуется, например, социал-дарвинизм, попытки, прикрываясь Дарвиным, оправдать расизм. Кто-то размышляет о месте ученого в общественной жизни.
Короче, вот некоторые цитаты:
"...Советская общественность отмечает годовщину смерти Чарльза Дарвина не только с тем, чтобы отдать должное величайшему представителю науки, "положившему конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, "богом созданные" и неизменные, и впервые поставившему биологию на вполне научную почву" (Ленин), но и затем, чтобы мобилизовать внимание и силы научных работников на теоретическую разработку проблем социалистического животноводства, растениеводства, здравоохранения и т.д.".
"... В нашей стране теория Дарвина быстро проложила себе дорогу. Передовые ученые, выкинувшие в шестидесятых годах прошлого (XIX) века знамя борьбы с реакционным правительством, единодушно встали на сторону нового учения. Уже весной 1850 года профессор Куторга излагал в Петербургском университете основы учения Дарвина. А затем, после борьбе К.А. Тимирязева с "нашими антидарвинистами", оно на долгие годы восторжествовало в науке".
"... Борьба вокруг эволюционного учения Дарвина продолжается и по настоящий день. Теория Дарвина объявляется ненаучной и безнравственной; против нее организуются кампании вроде дейтонского "обезьяньего процесса"; она извращается и подменивается реакционными теориями, истолковывающими борьбу за существование как отбор наиболее приспособленных, одаренных людей, составляющих господствующий капиталистический класс".
"...Под прекрасной статуей Ч. Дарвина в Оксфордском университете девиз: "Мы не знаем, так будем же работать".