"Вы не ослышались, мисс"
"Полгода назад во Дворце Наций в Женеве на международной конференции по мирному использованию атомной энергии (...) было доложено о строительстве в СССР небывалой величины синхрофазотрона, разгоняющего частицы до расчетной энергии в 10 миллиардов электрон-вольт. В те минуты, помнится, поредела ложа прессы. Иностранные корреспонденты кинулись к телефонным будкам. "Вы не ослышались, мисс, надрывался чей-то сорванный голос, речь идет о десятке миллиардов электрон-вольт!".
Очерк В. Орлова "В глубины микромира" шел "подвалом" на две полосы, по объему занимал более половины страницы. Очень много для научно-популярного текста. Но ведь и повод какой в Дубне строится самый могучий в мире синхрофазотрон (начал действовать в 1957-м). Правда, большинство населения страны и слово это слышало впервые но, может, поэтому и объяснялось все так подробно?
"Процесс электроники превзошел наиболее дерзкие прогнозы. Самой крупной машиной современности стали не блюминг и не турбина, а электровакуумный прибор ускоритель атомных частиц Электрофизической лаборатории Академии наук СССР. Не гофрированный картон служит ему оболочкой, а величественный каменный корпус, напоминающий Колизей, повторяющий очертания колоссальной машины, как футляр повторяет форму скрипки".
В том же номере "Известий" сообщение о создании в СССР Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ). Он тоже поселится в Дубне и начнется всемирная публичная слава подмосковного наукограда.
Публичная потому что исследования там велись и раньше, однако завязанные "на бомбу". Но во второй половине 1950 годов группа ведущих советских ядерщиков сумела убедить руководство СССР принять беспрецедентное решение о создании у нас абсолютно открытого научного центра мирового класса, который станет центром сотрудничества ученых социалистических стран. Не противовес, но партнер женевского ЦЕРНа Европейской организации ядерных исследований. Ни грана военных задач. Никаких прикладных целей. Только фундаментальные исследования. У понятия "хрущевская оттепель" много граней. Дубна один из знаков "оттепели" в науке.
Но зачем? Ведь середина 1950-х... Полно проблем. Хлеб (целина потребовалась), жилье ("хрущевки" придумываются)... Страна живет небогато, есть ли смысл вкладывать деньги в то, от чего заведомо (по крайней мере в обозримом будущем) не будет реальной отдачи?
Коллега-известинец, физик по первой профессии, пожал плечами: а от олимпийских медалей какая отдача? Ведь тоже дело затратное надо готовить спортсменов, строить тренировочные базы, проводить сборы... Хрущев думал о престиже страны и ради него за ценой не стоял. Тогда ракеты в космос мы еще не запускали, а после создания "советского ядерного щита" в СССР оказалось множество физиков мирового уровня они и предложили амбициозный проект, который гарантировал бы череду блестящих открытий, а Советскому Союзу славу "великой научной державы".
Синхрофазотрон, о котором писали "Известия", творение академика В. Векслера, за его создание в 1959 году Владимир Иосифович получил Ленинскую премию. Ускоритель действовал до 1970-х годов, потом его сменил суперколлайдер нового поколения.
Коротко суммируя итоги. Проект "Дубна" удался. Здесь сделана половина всех советских открытий в области ядерной физики, открыт ряд новых элементов таблицы Менделеева, а 105-му элементу в знак признания заслуг ученых Объединенного института перед мировой наукой присвоено наименование "дубний".
В эти дни Объединенному институту ядерных исследований 50 лет.