Продавцов табака научат отказывать подросткам

Несмотря на действующий уже четыре года законодательный запрет, около 35 процентов московских торговцев продолжают продавать сигареты детям и подросткам. Повысить их сознательность призван короткометражный фильм "Сумей сказать "нет!", снятый по инициативе комитета Госдумы по охране здоровья и общественного совета "Твой выбор".
Согласно результатам опроса, проведенного по заказу общественного совета "Твой выбор", столичные продавцы сигарет довольно высокого мнения о законопослушности своих коллег. Половина из них считает, что в Москве подростку сигареты продадут далеко не в каждом магазине, а еще 10,5% уверены, что мест, где бы несовершеннолетний мог купить сигареты, в городе и вовсе нет. Однако когда речь зашла о них самих, 35% продавцов признались, что сигареты несовершеннолетним они все-таки продают.
В Москве самое большое количество продавцов, готовых продавать сигареты "по запискам", говорит директор общественного совета "Твой выбор" Татьяна Маркичева. Ребенок приходит с запиской: "Я, папа Маши Ивановой, лежу дома со сломанной ногой. Продайте Маше для меня таких-то сигарет". Часто они пишутся просто за углом. Причины отказов оказались более непредсказуемыми. "Не продам из принципа", сказали 26,5% продавцов. Штрафа испугался 21% опрошенных. 19% не готовы продавать сигареты совсем уж малышам. Запрещают курить и своим, и чужим детям 10,5% респондентов.
В 2004 и 2005 годах аналогичные опросы были проведены в Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске, Казани, Волгограде, Ростове-на-Дону и Владивостоке. В 2004 году в этих городах о готовности продавать сигареты детям заявили 27% продавцов. Через год их стало почти на 7% меньше. Связано это с тем, что в этих городах проходили тренинги и семинары для продавцов. Для снижения доли несознательных продавцов был снят обучающий фильм "Сумей сказать "нет!".
Он расскажет продавцам, как отказать подростку, чтобы он не обиделся и не пошел бить в магазине стекла. "Мне неприятно тебе отказывать, но есть закон, который мы не будем нарушать" вот что авторы фильма советуют говорить юным курильщикам. Фильм будет показан на тренингах сотрудникам крупных торговых сетей, с которыми уже есть договоренность. С табачными ларьками немного сложнее в Москве пока что только ведутся переговоры, а в регионах скорее всего придется задействовать "административный ресурс".