Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Материалы с данными сбитого при атаке по резиденции Путина БПЛА переданы США
Общество
Путин согласился со сравнением удара ВСУ по Хорлам с сожжением людей в Одессе
Мир
В Норвегии зафиксировали рост случаев насилия над женщинами
Мир
В Финляндии арестовали моряков судна Fitbur по подозрению в повреждении кабеля
Происшествия
Собянин сообщил об уничтожении пяти летевших на Москву дронов
Армия
Военный эксперт предрек удар возмездия после теракта ВСУ в Хорлах
Мир
Москалькова обратилась в ООН с призывом осудить удар ВСУ по Херсонской области
Общество
Ребенок пострадал в Ростове-на-Дону из-за попавшей в форточку пиротехники
Общество
Минздрав Крыма сообщил о состоянии госпитализированных после атаки ВСУ на Хорлы
Спорт
Энцо Мареска покинул пост главного тренера «Челси»
Мир
Трамп признал использование макияжа на руках
Спорт
Определились пары четвертьфинала молодежного ЧМ по хоккею
Мир
Экс-премьер Украины призвал «хозяев» Киева осудить теракт ВСУ
Общество
Прокуратура начала проверку задержек поездов на СКЖД из-за непогоды
Общество
В Москве в новогоднюю ночь родились 44 ребенка
Общество
Сальдо доложил Путину о ситуации после атаки ВСУ на Хорлы
Общество
Минюст подал иск о ликвидации общества защиты животных «Фауна»

Никакой политики

"В Куйбышеве закончился суд над исключенными из партии бывш. председателем мелекесского райисполкома Конновым и бывш. членом президиума райисполкома, зав. райзо Шишкиным. Суд установил, что Коннову было известно о засоренности Мелекесса классово враждебными, преступными элементами. Однако Коннов не принимал никаких мер к охране общественного порядка в городе. (...)" Конечно, в 1937 году были процессы позначительнее. Но и эта история нашумела немало. Известинская заметка называлась просто "По следам преступления в Мелекессе" - тогдашнему читателю лишние пояснения не требовались. В курсе и читатели следующих поколений.
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
"В Куйбышеве закончился суд над исключенными из партии бывш. председателем мелекесского райисполкома Конновым и бывш. членом президиума райисполкома, зав. райзо Шишкиным. Суд установил, что Коннову было известно о засоренности Мелекесса классово враждебными, преступными элементами. Однако Коннов не принимал никаких мер к охране общественного порядка в городе. (...)"

Конечно, в 1937 году были процессы позначительнее. Но и эта история нашумела немало. Известинская заметка называлась просто "По следам преступления в Мелекессе" - тогдашнему читателю лишние пояснения не требовались. В курсе и читатели следующих поколений - хотя бы потому, что "мелекесское дело" описано в "Записках следователя" Л. Шейнина, а они долго пользовались популярностью. Уже в наши дни те события были вновь очень подробно, по архивам, исследованы в книге М. Тумшиса "ВЧК. Борьба кланов", которой и воспользуюсь как справочным материалом.

11 декабря 1936 года на темной вечерней улице поволжского города Мелекесса (ныне Димитровград) была убита местная учительница Мария Пронина. Девять ножевых ран. Вообще-то в тогдашнем приблатненном Мелекессе убийства не удивляли, только с начала года - 8 случаев, но это... Мария Владимировна Пронина как делегат от Ульяновской области участвовала в работе 8-го Всесоюзного съезда Советов, принимавшего Конституцию СССР (даже входила в редакционную комиссию). Из Москвы она должна была заехать в Куйбышев, выступить перед местным активом с рассказом о съезде и уже оттуда ехать в Мелекесс. Из крайисполкома распорядились, чтобы Коннов обеспечил на вокзале машину для встречи. Но машину выпросил заврайздрав Шишкин - из Куйбышева привезти тещу. Решили, что он из Куйбышева заберет и Пронину, но по часам выходила нестыковка: Прониной надо было ехать вечером, а теще - назавтра утром. Страшнее тещи, как известно, зверя нет - в общем, "Коннов не организовал встречи Прониной. Не встретил ее и Шишкин, который предпочел везти на машине свою тещу". Пронина вернулась в Мелекесс поездом. Машины на вокзале снова не дождалась и с тяжеленным чемоданом, сопровождаемая случайной попутчицей Овчинниковой, зашагала домой. Чуть отошла - из темного закоулка выскочили трое...

В местном НКВД решили однозначно: теракт. Из Куйбышева в Москву Сталину, Молотову и Ежову полетела телеграмма: "Убийство носило преднамеренный характер и совершено не с целью ограбления". В Мелекессе начались аресты. Задержали 80 человек, часть отпустили, 52 держали за решеткой. Подозреваемых брали, исходя из разных соображений, в том числе и таких: "Занимались срывом советских плакатов, писали контрреволюционные лозунги на заборах".

По счастью, замнаркома внутренних дел Л. Бельский "в помощь местным кадрам" направил в Мелекесс группу толковых оперов из МУРа. Те в политику не лезли, зато обратили внимание на характер ранений - били не обычным ножом, а чем-то вроде кортика. Подняли дела, где фигурировало подобное оружие (тоже оказалось заботой - архив валялся неразобранным). Шаг за шагом - вышли на убийц Розова, Федотова и Ещеркина, местную шпану. Из Москвы приехал и Лев Шейнин, следователь по важнейшим делам Прокуратуры СССР, этот на допросах расколол всех. Убили они Пронину спьяну, не зная, что делегат, из-за чемодана. Объясняли: увидели тетку, тащит чего-то тяжелое, решили брать. Но та чемодан держала крепко. "Ах, сука!" - и кортиком ее. В январе 1937-го убийц расстреляли. Известинское сообщение - это уже "вторая волна": разбирались с местным руководством. С работы сняли не только партийное начальство, но и прокурора, редактора райгазеты. А что касается Коннова и Шишкина...

"Областной суд приговорил Шишкина к трем годам, а Коннова - к двум годам лишения свободы".
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир