Возвращение Оболдуева
Выход этой книги - безусловное событие. По существу, это первое полное издание произведений одного из самых ярких поэтов прошлого столетия. Долгие годы Георгий Николаевич Оболдуев (1898-1954) не издавался вообще. И в советское время он вряд ли мог рассчитывать на публикацию. Он переживал современность, но обращался к возможному будущему читателю и писал стихи "в стол". Дворянин, студент Московского университета, участник Гражданской войны и Великой Отечественной войны, Оболдуев был репрессирован в 1934 году. Официальные пути признания были для него закрыты. Может быть, поэтому поэзия его была подчеркнуто неофициальной, продолжала традиции русской лирики, не испытавшей на себе давления государственного идеологического пресса, и оставалась свободной: "Мы живем в безвоздушном пространстве // Не крича, не шепча, не дыша... // А попробуй по жизни пространству // Странной поступью антраша. // ... На соседей оглядки бросаючи, // Под оглядками ближних бредя, // По-людски, по-собачьи, по-заячьи // Подставляем умы для бритья".
Апология
Павел Шеремет
Питерские тайны Владимира Яковлева. - М.: ПАРТИЗАН, 2005. - 216 с., ил.
216 строк и 36 черно-белых фотографий посвящены описанию того, каким замечательным человеком, честным чиновником и мудрым правителем является бывший питерский губернатор, ныне министр регионального развития Владимир Яковлев. Прославившийся на рубеже тысячелетий недолгим заключением в белорусской тюрьме за незаконный переход литовской границы, тележурналист Павел Шеремет по открытым источникам исключительно лицеприятно воссоздает историю возвышения скромного инженера-коммунальщика и его правления в городе Петра, закончившегося вместе с торжествами в честь 300-летия Санкт-Петербурга. Что имел в виду автор под "тайнами", не совсем ясно - все излагаемые им факты и версии можно встретить в питерских и московских СМИ 1996-2003 годов. Другое дело, что сведенные воедино и сдобренные рассказами очевидцев происходившего тогда в недрах городской власти, они отчасти проливают свет на происхождение термина "Бандитский Петербург" и некоторые обстоятельства питерского этапа деятельности многих высокопоставленных ныне персон, включая президента.
***
Альтернативное чтение
Пьер Паоло Позолини. Шпана / Пер. с ит. И. Заславской. - М.: "Глагол", 2006. - 320 с.
Роман знаменитого кинорежиссера сразу по выходе в свет в 1955 году стал причиной грандиозного скандала. Действительно, описание римской "шпаны" первых послевоенных лет, быта и нравов тинейджеров, слоняющихся без дела, занимающихся воровством, выясняющих друг с другом отношения (иногда самым жестоким образом: одного, например, из героев приятели подвешивают к столбу и разводят под ним костер), произвело шокирующее впечатление. Впрочем, современного читателя ни подчеркнутой бессюжетностью, откровенностью и документальностью не удивишь. Наоборот, в романе Позолини удивляют скорее нотки сентиментальности (герой спасает тонущую ласточку) и романтизма.
***
Бестселлер
Мария Семенова, Феликс Разумовский. Кудеяр. Аленький цветочек. - СПб.: Азбука, 2006. - 576 с.
Создательница знаменитого "Волкодава", видимо, не случайно на сей раз выступает в соавторстве с Феликсом Разумовским. Не отечественная история и давно прошедшие эпохи, а день сегодняшний изображается в "Кудеяре". И главный герой (Кудеяр или Иван Скудин) не древний воин, а современный спецназовец. Правда, роман носит синтетический характер, то есть в нем почти в равных долях перемешаны боевик, фантастический роман, триллер и многое другое. Здесь есть погони, драки, криминальные авторитеты, параллельные миры, саамское колдовство, достижения современной науки, а также сильные чувства, героические поступки и, безусловно, любовь.