Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

"День Работниц" для мировой революции

В "Известиях" за 1917 год про 8 Марта не писалось - газета ведь начала выходить уже после праздника. Соответствующие номера за 1918 год, к сожалению, в нашем архиве не сохранились, да и вряд ли в них что-нибудь на сей счет говорилось подробно - бушевали страсти вокруг Брестского мира. Так что берем год 1919. Там тоже немного. Других забот полно. Но есть статья тов. Коллонтай "Значение Дня работницы", а также "Лозунги к международному соц. празднеству "Дня работницы", и заметка тов. Кадлубовского "Работница почты, телеграфа и телефона". Почему из всех тружениц женского пола выбраны именно почтарки и телеграфистки - вопрос к тов. Кадлубовскому и тогдашней редакции "Известий".
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В "Известиях" за 1917 год про 8 Марта не писалось - газета ведь начала выходить уже после праздника. Соответствующие номера за 1918 год, к сожалению, в нашем архиве не сохранились, да и вряд ли в них что-нибудь на сей счет говорилось подробно - бушевали страсти вокруг Брестского мира. Так что берем год 1919.

Там тоже немного. Других забот полно. Но есть статья тов. Коллонтай "Значение Дня работницы", а также "Лозунги к международному соц. празднеству "Дня работницы", и заметка тов. Кадлубовского "Работница почты, телеграфа и телефона". Почему из всех тружениц женского пола выбраны именно почтарки и телеграфистки - вопрос к тов. Кадлубовскому и тогдашней редакции "Известий".

Александра Коллонтай слыла главным партийным теоретиком "женского вопроса". Ее статья интересна еще и тем, что дает понять - какие проблемы Александре Михайловне казались тогда главными и каким предполагалось их решение.

"Что такое международный "День работниц" и почему мы празднуем его в Советской России? Товарищи, задающие этот вопрос, забывают ту роль, которую сыграл "День Работниц" для русской, а, следовательно, для мировой революции. Они забывают, что демонстрация солдаток и работниц два года назад 25 февраля (8 марта) явилась той искрой, которая зажгла костер восстания измученного затяжной войной и дороговизной народа. (...)

Девять лет назад на второй международной конференции работниц в Копенгагене в 1910 году "День Работниц" установлен был, как день международного протеста пролетариата против политического бесправия работниц, как способ агитации за идею равноправия женщин во всех областях социальной и государственной жизни. С тех пор, как пролетарская революция завоевала для русских работниц и крестьянок полноту гражданских прав, первая задача отпадает. Но остается вторая задача. Налицо кабала домашнего хозяйства, семейная закрепощенность, двойная мораль, питающая проституцию. Удар должен быть направлен в эту сторону". (...)

Само собой разумеется, что все эти задачи - уничтожение домашнего хозяйства и замена его хозяйством общественным, введение социального воспитания, снимающего заботу с плеч родителей, внедрение новых, равных и товарищеских отношений между полами, уничтожающее основы былой собственнической двойной морали - все это задачи не узко женские, а общие. Сосредоточить внимание товарищей на задачах, которые в первую голову затрагивают женщину, но являются общими для всего рабочего класса - таково назначение "Дня Работницы" (...).

Тов. Кадлубовский о своем, почтово-телеграфно-телефонном, пишет не менее жарко: "Если год назад, в день международного женского праздника, работницы почты, телеграфа и телефона относились к международному женскому дню одни с презрением, другие безразлично, то в настоящем этого нет. Почтово-телеграфная "чиновница", относящаяся либо с презрением, либо безразлично к пролетарскому движению, умерла навсегда. Социальная революция создала новую женщину-работницу почты, телеграфа и телефона. которая приобщилась к пролетарскому движению для борьбы за идеалы Коммунистического Интернационала".

Из лозунгов ко "Дню работницы":

(...)"Работницы, крестьянки, стройте общественные столовые, центральные кухни и прачечные, организуйте Дома-коммуны".

"Долой позорное наследие капитализма - проституцию. Гражданка Советской республики не может быть объектом купли и продажи".

"Пролетарки всего мира, сбросьте оковы рабства.

"Да здравствует международный праздник работниц, зовущий женщин в борьбе за коммунизм".
Комментарии
Прямой эфир