Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Памяти Кадашевской набережной

Юрий Лужков издал распоряжение об исключении из числа объектов культурного наследия (памятников) регионального значения двух строений по адресу: Кадашевская набережная, 12. Из распоряжения следует, что они входили в состав комплекса застройки набережной, составляющего единый памятник XVIII - XIX веков и включающего также дома № 16, 18, 22, 30. Строения дома № 12 сняты с охраны "в связи с физической утратой". Вывод несуществующего памятника из списка отвечает требованию законодательства. Закон против иллюзии сохранения памятника там, где построен новодел или ничего не построено.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Юрий Лужков издал распоряжение об исключении из числа объектов культурного наследия (памятников) регионального значения двух строений по адресу: Кадашевская набережная, 12. Из распоряжения следует, что они входили в состав комплекса застройки набережной, составляющего единый памятник XVIII - XIX веков и включающего также дома № 16, 18, 22, 30. Строения дома № 12 сняты с охраны "в связи с физической утратой".

Вывод несуществующего памятника из списка отвечает требованию законодательства. Закон против иллюзии сохранения памятника там, где построен новодел или ничего не построено. Нужно лишь добавить, что памятник утрачен постановлением того же человека - мэра Москвы.

История началась 12 лет назад. Именно тогда, в 1994 году, ударами техники по Кадашевской набережной ознаменовался выход строительного комплекса из горбачевского оцепенения и начался новый, "рыночный", "демократический" этап разрушения Москвы, длящийся до сих пор. В тот год были снесены почти все дома, перечисленные в составе памятника "Кадашевская набережная": № 12, 16, 18 и 30.

Дом № 12, памятник XVIII века, снесен постановлением правительства Москвы, а дома № 16 и 18, тоже XVIII века, - распоряжением мэра.

Общественность, отвыкшая от сносов за годы перестройки, радовавшаяся возвращению храмов и старых названий улиц, была поражена. На каком-то градостроительном совещании мэр впервые получил публичное обвинение в вандализме. Лужков отвечал в том смысле, что берет ответственность на себя.

После сноса дома № 12 последовали обращения в прокуратуру. Прокурор Москвы - в те годы это был смелый Геннадий Пономарев - сделал мэру напоминание о недопустимости сноса памятников культуры и потребовал устранить нарушения. В ответ Юрий Лужков распорядился о сносе домов № 16 и 18. Так сказать, пошел на принцип.

И принцип восторжествовал. Несколько лет назад мэр перестал подписывать подобные распоряжения, но атмосфера, в которой процветает современный вандализм, начала создаваться именно тогда.

Кадашевская набережная была уникальным памятником градостроительства. Она застраивалась сразу после прокладки Водоотводного канала, при Екатерине II. Застраивалась "сплошной фасадой": двухэтажные дома, иногда более старые в основе, стояли плечом к плечу, объединенные ритмом торговых аркад в первом этаже, причем у каждого дома одна из арок служила проездом во двор. На фото начала 1970-х годов уже не видно аркад, зато видны проездные арки. Над линией застройки возвышается церковь Воскресения в Кадашах - шедевр русской архитектуры. Справедливость требует сказать, что разрушение ансамбля началось еще в поздние советские годы. До 1994 года ушли дома № 14, 20, 26-32. Видно, что лужковские сносы оказались преемственными от позднесоветских.

В 1990-е годы на месте некоторых зданий появились новоделы иной архитектуры со словно бы нарисованными фасадами и наросли мансардные этажи, зрительно "утопившие" Воскресенскую церковь. Лишь на месте дома № 12, на углу Лаврушинского переулка, - до сих пор пустырь, зарезервированный для развития Третьяковской галереи. Именно за счет этого владения галерея должна выйти к Водоотводному каналу.

И значит, нынешнее распоряжение - не только послесловие к минувшей эпопее коммерческого освоения набережной, но и пролог новой - эпопеи развития федерального объекта культуры, опекаемого мэрией. В ряду событий пролога нужно числить и борьбу против сноса соседнего дома № 10, идущую последнее время на комиссии по сохранению зданий в историческом городе. В случае сноса этого дома, не являющегося памятником, весь парадный фронт "третьяковского" квартала будет готов для новостройки. Что касается дома № 12, то его сохранение в списке памятников обязывало проектировщиков рисовать в объеме набережного корпуса Третьяковки новодел. Согласованная несколько лет назад концепция проекта предполагала такое воссоздание, как и сохранение дома № 10. Однако проект до сих пор не выпущен. Вероятно, заказчика смущает дробность и недостаточная представительность этого варианта. Теперь одна из причин дробности - необходимость воссоздавать дом № 12 - отпала. Проект новой очереди Третьяковки может быть скорректирован.
Комментарии
Прямой эфир