Единственный шанс ХАМАС

На Западе и в Израиле инициативу Кремля (с которой он выступил через две недели после обнародования результатов палестинских выборов) изначально восприняли сдержанно - видимо, решив, что Россия, участник международного "квартета" посредников по ближневосточному урегулированию, собирается сыграть "сольную партию".
Дело дошло до того, что глава израильского МИД Ципи Ливни перенесла собственный визит в российскую столицу. Впрочем, позднее тон Тель-Авива смягчился: израильтяне однозначно дали понять, что не станут ссориться с российским руководством. Это подтвердило заявление и.о. премьер-министра Эхуда Ольмерта по итогам заседания израильского кабинета, на котором обсуждали отношения с Россией. "Связи между нашими странами очень важны. Мы должны найти способ их улучшить", - сказал наиболее вероятный преемник Ариэля Шарона на посту главы кабинета.
Россия в нынешней ситуации, вероятно, единственный возможный посредник. Ведь все понимают, что вести диалог с новыми палестинскими властями необходимо. В противном случае о мирных инициативах по ближневосточному урегулированию вообще следует забыть. В США и Западной Европе ХАМАС официально внесен в "черный список" террористических организаций, а с террористами нашим западным партнерам вести переговоры не с руки. У Москвы таких "ограничений" нет.
Впрочем, очевидно: "прорыва" на московских переговорах не будет. "Матч с заранее известным результатом" - так можно охарактеризовать предстоящий визит. Посланцы ХАМАС (делегацию возглавит руководитель политбюро Халед Машааль) заранее предупредили: они лишь "попытаются установить постоянный диалог с Россией". Российские же политики собираются "разъяснить, что ожидает международное сообщество от новых властей автономии".
"Мы не собираемся ни на кого оказывать давление", - заявил специальный представитель главы МИД Александр Калугин. Чего ждут от исламистов и на Западе, и в Москве, известно давно: отказа от террора, признания Государства Израиль и соблюдения предыдущих соглашений между израильским руководством и палестинской администрацией.
"Для ХАМАС визит в Москву - это прорыв дипломатической блокады, - сказал "Известиям" главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Георгий Мирский. - Россия - единственная из великих держав, которая согласилась говорить с исламистами".
Радикалы в любом случае остаются в выигрыше. Но что запишет после переговоров в свой актив Москва? "Если бы по окончании визита представители ХАМАС заявили, что готовы пойти на корректировку своей принципиальной позиции, Россия бы набрала большие очки, - считает Георгий Мирский. - В этом случае она выступит в качестве тяжеловеса, который ведет самостоятельную линию и добивается успеха там, где Запад ничего не может сделать из-за жесткого подхода. Но хамасовцы заранее предупредили, что на уступки не пойдут".
Тем не менее, по мнению эксперта, попытки наладить диалог с ХАМАС необходимо продолжать: "Если изолировать их, то ничего хорошего не получится. Они только еще больше ожесточатся. А российская дипломатия дает им шанс. В любом случае переговоры в Москве скажутся положительно на нашем имидже".
Халеда Машааля спасли президент США и король Иордании
Палестинцы "командировали" в Москву пятерых представителей. Делегацию возглавляет руководитель политбюро ХАМАС Халед Машааль. Его сопровождают члены политбюро Мусса Абу Марзук (заместитель Машааля), Мухаммед Наззаль, Сами Хатер, Иззат Рашк.
К ХАМАС Халед Машааль примкнул в 1990 году, в 1996-м возглавил политическое крыло движения. 25 сентября 1997 года по личному указанию премьера Израиля Беньямина Нетаньяху разведка "Моссад" совершила на него покушение в Иордании. Двое агентов спецслужб ввели Машаалю инъекцию яда прямо на улице Аммана. Машааль впал в кому. Скандал разразился колоссальный - дело дошло до вмешательства президента США Билла Клинтона и короля Иордании Хусейна бен Талала. Они в ультимативной форме потребовали от Нетаньяху и его спецслужб ввести Машаалю противоядие. Агенты израильской разведки были арестованы. В обмен на их освобождение израильтянам пришлось отпустить основателя ХАМАС шейха Ясина, отбывавшего в тюрьме пожизненное заключение.
Спустя два года власти Иордании депортировали Машааля. Он получил убежище в Катаре и Сирии. В Дамаске Машааль возглавил бюро ХАМАС. После убийств в 2004 году шейха Ясина и Абделя Рантиси (лидеры ХАМАС были уничтожены израильскими спецслужбами) Халед Машааль стал самым влиятельным политиком в этой организации.
Как Кремль дружил с Палестиной
Первые контакты Москвы с палестинскими радикалами начались в 1968 году - именно тогда в столицу СССР впервые приехал Ясир Арафат. До этого советская партийная элита избегала отношений с Организацией освобождения Палестины (ООП), созданной в июне 1964 года на совещании арабских лидеров. Советские спецслужбы рассматривали палестинских партизан как разрозненное, непредсказуемое сборище опасных фанатиков. Только в конце 1960-х годов Политбюро ЦК КПСС осознало: даже терроризм может быть полезен в борьбе с Западом.
Арафата, в то время лидера ФАТХ, крупнейшей фракции ООП, в Москве в 1968 году принимали лишь на уровне Комитета солидарности с народами Азии и Африки. Для знакомства с членами Политбюро в Москву его привез президент Египта Насер, однако осторожный Брежнев от встречи с Арафатом уклонился.
Председателем ООП Арафат был избран в феврале 1969-го. В 1970-е годы штаб-квартира организации располагалась в Тунисе. Именно здесь осуществлялись контакты ООП и КГБ. В феврале 1970-го делегация ООП посетила Москву - просили начать поставки оружия. Согласование заняло два года. Первую советскую военную технику палестинская организация "Эль-Фатах" получила в сентябре 1972-го.
В 1974 году ООП была признана арабскими странами и ООН "единственным законным представителем палестинского народа". Арафат выступил на Генассамблее ООН. В этом же году в Москве открылось представительство ООП, которое в 1990-м было преобразовано в посольство Палестины.
Первая личная встреча Брежнева с Арафатом состоялась лишь в 1977 году. Тогда-то, по сути, и началась многолетняя дружба Кремля с палестинским лидером. Эта дружба принимала порой удивительные формы. Так, на заседании Политбюро в ноябре 1984-го было решено "поручить КГБ СССР информировать руководство Демократического фронта освобождения Палестины о согласии советской стороны поставить ему специмущество на сумму 15 миллионов рублей - в обмен на коллекцию памятников искусства Древнего мира". Позднее палестинцы получали уже российскую технику и оружие. В 1995 году Москва безвозмездно передала палестинской полиции в Газе и Иерихоне 45 бронетранспортеров.
В апреле 2005 года в столице автономии Рамалле побывал президент Владимир Путин. По итогам визита была достигнута договоренность о поставках Палестине российских вертолетов и средств связи, а также о содействии в подготовке кадров для силовых структур.