Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Почему россияне бросились скупать соль и сахар?

В одном из областных торговых центров появилось распоряжение: "Соль отпускать не больше 2 пачек в одни руки". Возбужденные покупатели заодно скупают макароны и спички. Слышны голоса: "Хохлы соли нам не дадут и сахара, за газ будут мстить", "Лучше запастись впрок - все едино подорожает!", "Слышали? Говорят, что соль по 25 рублей будет стоить за пачку!", "Так уж, родная, я за 20 рублей видала!" Это не забытые образы из прошлого - это пример из новейшей истории. Паника захватила сразу несколько российских регионов. Ажиотаж оказался сюрпризом для местных властей. Они пытаются успокоить своих жителей, но тщетно
0
Сахара в России - целые горы (фото: ИТАР-ТАСС)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Между тем никакого дефицита, по мнению всех специалистов, нет. Зато есть вполне конкретные коммерческие интересы.

В результате "соляного бума" со складов владимирских оптовых баз ушла почти месячная норма соли украинского производства. Почему-то белорусскую соль - а она есть в свободной продаже - население покупало в последнюю очередь. "Радиация ведь! А я ее в суп буду сыпать?" - пояснила одна владимирская пенсионерка. Всего за три дня цена пачки соли выросла с 4,5 до 6,5 рубля, а в некоторых местах поднялась до 12-15 рублей. По словам розничных продавцов, цены на сахар и соль свободные и спрос определяет предложение. Но откуда такой спрос?

Способов подогреть ажиотажный спрос на продовольственном рынке и посеять панику среди населения Россия знавала немало. То, что происходит сейчас во Владимире и нескольких других регионах, - один из них: грамотно запущенный слух. В администрации Владимира пытаются эти слухи развенчать: "Оптовые поставки не прекращались, оптовые цены не выросли!" В связи с "соляной лихорадкой" вице-губернатор Владимирской области Владимир Веретенников выступил по местному телевидению: "Соль есть, область солью обеспечена. Зная тщетность попыток, хочу обратиться к жителям: не захламляйте свои не слишком просторные квартиры лишним барахлом в том объеме, который вам скоро не понадобится". Призыв вице-губернатора, как он и предполагал, услышан не был, "соляной бум" продолжается.

А в Нижнем Новгороде спрос на соль и сахар подстегнул продажи уже и спичек. На рынках и в магазинах к середине недели соль с 2,5 рубля подорожала до 18 рублей за пачку, сахар - до 27-30 рублей за килограмм. Жители города, прежде всего завсегдатаи дешевых рынков и социальных магазинов, где в первую очередь и возник ажиотаж, пугают друг друга тотальным дефицитом и уже начали скупать крупы и муку. Народная молва предрекает войну, которая, правда, будет непонятно когда и непонятно с кем.

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев заявил "Известиям", что ажиотаж спровоцировали некоторые СМИ, сообщившие, что в Воронеже закончились запасы соли, и цена на нее выросла с 4 до 40 рублей: "Это напугало людей, и продажа соли сразу увеличилась почти в 5 раз!"

Валерий Шанцев утверждает: "Экономических обоснований для роста цен на соль нет, что касается сахарного песка, то в январе повысились мировые цены на сахар-сырец. Поскольку Россия производит лишь 30% от потребности, то мы зависим от мирового рынка. В январе цены на сахар выросли до 26 рублей за килограмм. В Нижегородской области ситуация такая же, как и в целом по России. Если оптовики не будут создавать искусственный дефицит, оснований для дальнейшего повышения цен нет". Сами предприниматели, конечно, обвинения в свой адрес о сговоре отрицают.

В Минсельхозе вопрос "Известий" о дефиците соли вызвал недоумение. Нам сразу дали понять, что ведомство к этому никакого отношения не имеет - все это сугубо коммерческие отношения. А вот в авторитетном Институте конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) аналитик Евгений Иванов "Известиям" объяснил, что в том, что граждане сразу нескольких российских регионов принялись скупать соль, виноваты розничные продавцы: торговля воспользовалась небольшими перебоями с поставками, чтобы разжечь настоящую панику среди населения Московской, Владимирской, Курской и нескольких других областей. "Мечта любого спекулянта как бы продать своего товара в 10 раз больше, чем реально требуется покупателю", - поясняет ситуацию Евгений Иванов. По его словам, оптовые цены на соль не повышались, заводы (а их всего 10 на территории СНГ) не закрывались, а рынок давно и надежно поделен между производителями. К тому же ценообразование в этом узком и предсказуемом сегменте зависит в большей степени от транспортных расходов, они составляют 90% от конечной цены каждого килограмма соли.

В первых числах февраля в Тульской области тоже возник повышенный спрос на соль и цены подскочили с 4 до 25 рублей за килограмм. Представители тульской власти выступили по местным телеканалам и заявили, что дефицит вызван злонамеренными слухами и что торговцы, которые наживаются на дефиците, будут оштрафованы за извлечение сверхприбыли. Оптовики призвали не покупать соль упаковками по баснословным ценам, играя на руку спекулянтам, пообещав, что в ближайшую неделю торговля будет восстановлена в полном объеме. Так оно и случилось. Сегодня в Туле соль можно купить по прежним ценам в любом магазине.

А ажиотаж тем временем перекинулся на соседние области: Калужскую, Орловскую, Липецкую, Воронежскую. Так и хочется сказать: "Граждане! Остановитесь. Вы играете на руки некоторым предприимчивым торговцам, которые скупили соль у соседей, чтобы втридорога продать ее у себя".

Леонид Новиков Владимирская область, Полина Киселева Нижний Новгород, Сергей Ждакаев Тульская область, Галина Паперная

Комментарий психолога: откуда берутся слухи?

Как пояснил "Известиям" старший научный сотрудник факультета психологии МГУ Константин Сурнов, слухи распространяются подобно инфекционному заболеванию или даже быстрее - потому что мысль и слово передаются быстрее вирусов. Уже давно известны механизмы передачи слухов, скорость их распространения и действенность, а применительно к слухам понятие "психическая зараза" было введено еще академиком Владимиром Бехтеревым. Эффективность слухов обеспечивается отсутствием ответственности распространяющего, который всегда может позволить себе резко усилить полученное сообщение. Сила слухов - в их анонимности и ненаказуемости.

Слухами можно управлять, и спецслужбы развитых государств накопили огромный опыт в этом вопросе, а в последнее время со спецслужбами стали конкурировать пиар-агентства. Нет возможности переспорить кандидата в губернаторы - распусти слух, что он гомосексуалист. Слухи - это демагогия, классика которой: 1) крайняя драматизация ситуации (соли осталось на 3 дня), 2) предложение короткого и простого решения (скупить соль), 3) составление списка врагов (олигархи, иностранцы), 4) призыв к немедленным действиям (протесты, погромы). При "запуске" слухов используются самые базовые понятия - любовь, война, богатство, бедность. Вряд ли начнется паника, если распространится слух об исчезновении джинсов или автомобилей "Ламборджини", а вот пропажа соли...

Петр Образцов
Комментарии
Прямой эфир