Про масонов, содомитов и живую жизнь
На ярмарке поражает полная, вольготная, неправдоподобная книжная свобода. Мера которой полностью расходится с распространенным представлением о нынешнем белорусском режиме. Никаких ограничений, что хочешь, то и покупай. Панюшкин про Ходорковского? Да пожалуйста. Премьера книги "Путин. Его идеология", которую в Москве только что презентовал публике сам Владислав Сурков? Сколько угодно. Собрание сочинений покойного полуизгнанника Василя Быкова, отпечатанное в России и привезенное в Белоруссию издательством "Время"? Милости просим.
В магазинах не книжных, а продуктовых - тот же набор, что и в России. По тем же ценам. Товарищ Лукашенко оказался гениальным заводчиком; вот уже второй состав правящей элиты России слушает его рассказы о будущем единстве братских народов и предоставляет преференции - по цене на газ, по таможенным сборам, по рынкам сбыта и рынкам труда. В ответ получая улыбки и намеки на что-то такое хорошее, но потом, но большое, но по пять рублей, но не сегодня, но по три рубля.
Другое дело - медиа. Первое, что делает современный человек, поселяясь в гостиничный номер, - тыркает кнопочку телевизора. Как музыкант бьет по камертону, чтобы понять: совпадает ли строй. Белорусское ТВ с ходу поражает разрывом студийной картинки (новости в подчеркнуто западном стиле) и стилистикой заголовков. До классического "На коньках с ветерком" еще не дошли, но "Вести с полей" скоро появятся. На соседнем канале - дотошные молодые ведущие расспрашивают медицинского доцента о старческих болезнях. А следом - мучительно долгий фильм об ужасах американской жизни, угрозах внешнего управления и радостях суверенной демократии. Правителями крупнейшей экономической державы мира объявлены "масоны и содомиты", да и народ американский тоже назван нацией содомитов. Какое счастье, что мы в независимой Беларуси, думает зритель, щелкает кнопкой и попадает на документальное кино о польских дипломатах, которые завербовали в Минске всех сотрудников общественных организаций.
О существенных различиях между телевизионным творчеством отечественных спецслужб и белорусских кагэбэшников "Известия" уже писали. Первые озабочены правдоподобностью и все еще робки в окончательных выводах (неправительственные организации использованы "втемную", надо быть осторожней и "разборчивей"). Вторые начинают с вывода (все завербованы, все куплены, все предатели), а потом белыми нитками пришивают к нему сюжет. Кино про Америку как родину "содомитов и масонов" у нас и вовсе пока непредставимо. Во время иракской кампании приходилось слышать сравнения американской армии с вермахтом, однако ж это было недолго. Ребята перестарались, их поправили.
Но весь этот пропагандистский бред лился с минских экранов и пять, и семь лет назад. А у нас пятилетку назад шпионские страсти были потише, комментарии чекистов были поосторожнее, а новостная картинка пообъемней. (При всех чудовищных издержках тогдашнего информационного рэкета.) Правда, и таких роскошных сериалов, как "В круге первом", "Дети Арбата" и (этот показ впереди) "Доктор Живаго", тоже не было. А в Белоруссии их не будет вообще никогда. По крайней мере не в ближайшие десятилетия. Однако ж одними качественными сериалами по русской и советской классике сыт не будешь.
Медленно сползать вниз - совсем не то же самое, что стоять на месте и даже слегка приподниматься над прежним уровнем несвободы. Если учесть, что экономика наша вовсе даже не сползает, а движется вверх, то становится совсем больно, как на хирургической растяжке. Про которую интересно рассказывать в медицинской программе по ТВ, но не хочется испытывать в пространстве живой жизни.