Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Норвегия передала Украине $13 млн на обслуживание танков Leopard
Мир
В США впервые в 2024 году обанкротился банк
Мир
Поезд сошел с рельсов у границы американских штатов Аризона и Нью-Мексико
Мир
Хуситы атаковали британское судно и американский беспилотник
Мир
Рогов назвал причины отвода ВСУ танков Abrams из зоны боевых действий
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Общество
Пропавших в Охотском море рыбаков нашли живыми
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка
Армия
Снайперы ВДВ спасли из-под обстрела ВСУ семью беженцев из Часова Яра
Мир
Польские таможенники заблокировали автомобили с помощью для ВСУ на границе
Армия
До конца года судно «Николай Камов» войдет в состав ВМФ РФ
Происшествия
Поселок Гольмовский частично обесточен в результате обстрела ВСУ Горловки
Общество
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ
Общество
Клиенты криптобиржи Beribit осадили офис компании в «Москва-Сити»
Мир
Сенатор раскритиковал законопроект США о конфискации активов России

Стал бы вторым Малевичем

Чекрыгин - один из самых загадочных и самых талантливых русских художников. Его искусство трудно отнести к какому-то определенному направлению - он не был ни авангардистом в строгом смысле слова, ни реалистом. Но дружил почти со всеми. Молодой, да ранний: в 16 лет подружился с футуристами (Маяковский, Бурлюк), потом с Ларионовым, потом с Владимиром Фаворским и Павлом Флоренским, вместе с которыми основал объединение "Искусство-жизнь" ("Маковец"). Испытал мощнейшее влияние философии Николая Федорова, которому посвятил свою статью "О Соборе Воскрешающего музея" (она опубликована в вышедшей только что монографии о художнике, написанной Еленой Муриной и Василием Ракитиным).
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Первая почти за сорок лет экспозиция одного из легендарных русских художников представляет 78 произведений из собрания Константина Григоришина и фондов музея. Василий Чекрыгин умер в 1922 году в возрасте 25 лет (попал под поезд). Поэтому любой разговор о нем начинается с сослагательного наклонения: а что если бы он не погиб так рано...

Чекрыгин - один из самых загадочных и самых талантливых русских художников. Его искусство трудно отнести к какому-то определенному направлению - он не был ни авангардистом в строгом смысле слова, ни реалистом. Но дружил почти со всеми. Молодой, да ранний: в 16 лет подружился с футуристами (Маяковский, Бурлюк), потом с Ларионовым, потом с Владимиром Фаворским и Павлом Флоренским, вместе с которыми основал объединение "Искусство-жизнь" ("Маковец"). Испытал мощнейшее влияние философии Николая Федорова, которому посвятил свою статью "О Соборе Воскрешающего музея" (она опубликована в вышедшей только что монографии о художнике, написанной Еленой Муриной и Василием Ракитиным). В апреле 1922 года в Музее изящных искусств (ныне - ГМИИ) прошла его огромная выставка. А через месяц он погиб. Несмотря на свою молодость, Чекрыгин всегда был признан и глубоко уважаем в художественных кругах. Он переписывался с Николаем Пуниным, в 20-е годы самым влиятельным художественным критиком страны. В 60-е он стал едва ли не главным героем либеральной арт-критики.

Его внучка живет в Гаване. 25 лет назад она передала в дар ГМИИ, Русскому музею, Пермской галерее и музею в Нукусе несколько сотен произведений Чекрыгина. Но по техническим причинам (бюрократическая волокита) дар до этих музеев до сих пор не дошел. Выставка в ГМИИ хоть и посвящена только рисункам (картин в его творчестве вообще было немного), но представляет его достаточно полно. Искусство глубоко религиозное (он называл себя "учеником Рублева"), трагическое и достаточно мрачное, даже депрессивное (большинство листов нарисовано черным углем). О чем говорят уже названия его графических циклов - "Расстрел", "Сумасшедшие", "Голод в Поволжье", "Воскрешение мертвых". Что, конечно, отвечало времени (и не только в России, но и в Германии, где подобные сюжеты использовали экспрессионисты), но, вероятно, и выражало темперамент самого художника. Но искусство Чекрыгина - по-гойевски (вспомним "Черную серию" Гойи) очень мощное и выразительное, страстное, экспрессивное. Так что если возвращаться к сослагательному наклонению, то, возможно, не погибни Чекрыгин так рано, его влияние на развитие русского искусства оказалось бы более значимым, чем даже Малевича.
Комментарии
Прямой эфир