Россия сделала первый шаг к созданию банка доноров костного мозга
Первая в Москве акция стала самой крупной в России. Ее организаторы - группа "Доноры - детям", благотворительный фонд "Карельский регистр неродственных доноров гемопоэтических стволовых клеток", немецкий Фонд имени Штефана Морша и отделение гематологии РДКБ - не ожидали такого наплыва.
Ждали человек двести. Люди шли рекой. Куда идти - не спрашивали. Река вела в гардероб, потом на пятый этаж, где подписывали договор, потом - на четвертый, где принимали кровь 16 врачей-гематологов. Люди улыбались, улыбались и врачи. От этого неожиданного субботника, от подзабытого чувства общего дела они чувствовали себя счастливыми.
20-летний Батер Джумабаев из Таджикистана работает строителем в Подмосковье. "Я четыре часа ехал из Коломны - специально чтобы сдать кровь, - улыбается Батер. - Увидел сюжет в новостях и решил помочь". Петр и Ксения услышали объявление по радио. "Есть примета: если подписать донорский договор вместе с кем-нибудь, то ты обязательно подойдешь", - улыбается Ксения. Кровь сдали даже родители детей, которые лечились в отделении гематологии РДКБ. И те, чьих детей удалось спасти, и те, чьи дети погибли...
Каждый год 1200-1500 российским детям нужна трансплантация костного мозга. Возможностей медицины хватает на 60-80 операций в год, то есть шанс получают всего 5 процентов детей. В американском регистре доноров костного мозга - 5 миллионов доноров, в немецком - около 3 миллионов. В России национального регистра нет. Есть два фонда и несколько тысяч доноров. И все же именно в Карельском регистре в прошлом году для двух российских пациентов нашлись совместимые доноры. Это удивительно: по статистике подходит один из десяти тысяч.
- Донора в международном регистре искать трудно, - говорит заместитель директора Российского научного центра детской гематологии, онкологии и иммунопатологии Галина Новичкова. - Нужен наш генетический материал: у нас столько национальностей намешано - азиатских, кавказских. Такой крови нигде не найти.
Кроме того, поиск донора в международном регистре стоит около 15 тыс евро. Через два года государство обещает гематологам построить центр: в нем будет собственная лаборатория, где врачи смогут проводить типирование (анализ на тканевую совместимость). Тогда можно будет говорить о российском регистре. А пока Фонд имени Штефана Морша исследует российскую кровь бесплатно. Каждый анализ обходится ему в 40 евро.
Двумя днями раньше кровь сдали 29 артистов театра "Современник".
- Если бы они своими именами не обратили внимание на эти проблемы, мы бы остались без помощи, - говорит координатор группы "Доноры - детям" Катя Чистякова. - Если бы не концерт в "Современнике", не участие Чулпан Хаматовой, Дины Корзун и других известных людей, нам было бы очень плохо, потому что именно благодаря им приходит помощь благотворителей и внимание. Еще год назад мы не могли бы сделать сюжет на НТВ о том, что крови не хватает. Мы были никому не интересны - пока эти люди не подарили детям часть своей популярности.
Пока наверху подсчитывают результаты акции, гардеробщица кивает на кучу использованных бахил: "Вот, пачка закончилась: ровно семьсот".