Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Швейцарии призвали помочь Украине вернуть на родину мужчин призывного возраста
Политика
Шойгу принял участие в совещании Путина с Совбезом в качестве секретаря
Мир
В Дании пообещали в течение месяца поставить Украине истребители F-16
Общество
В Белгороде могут построить новый дом на месте пострадавшего при обстреле ВСУ
Мир
СМИ узнали о разворованных в Польше деньгах на антироссийскую кампанию
Мир
В Белом доме анонсировали выделение Киеву нового пакета помощи
Политика
В Совфеде прошли консультации по кандидатурам руководителей ФСБ, СВР и Росгвардии
Мир
Американский сенатор призвал выдать Израилю «необходимые для победы» бомбы
Мир
Зеленский отправил в отставку первого замглавы СВР Украины Алексеенко
Общество
В Москве плановые отключения горячей воды перенесли на 20 мая
Общество
Кардиохирург рассказал о возможности появления в России госоргана по продвижению ЗОЖ
Армия
Ефрейтор Мещеряков уничтожил до 10 боевиков ВСУ при штурме опорпункта
Мир
Столтенберг не увидел смысла в восстановлении Украины в случае ее поражения
Общество
Транспортная прокуратура начала проверку после возгорания на теплоходе «Ломоносов»
Мир
Премьер Финляндии Орпо заявил о критической ситуации на Украине
Мир
В Казахстане суд приговорил Бишимбаева к 24 годам тюрьмы по делу об убийстве жены
Наука и техника
Ученые разработали обезвреживающий алкоголь гидрогель

Возобновили стройку

Издательство "Агей Томеш" выпустило альбом по материалам легендарного советского журнала "СССР на стройке" - образца пропагандистского искусства и дизайнерской мысли 30-х годов. Это почти репринт. Почти потому, что уменьшен формат по сравнению с оригинальным, почти газетным А3 и воспроизведены не все страницы, что было бы и невозможно, ведь за время существования "СССР на стройке" вышло 156 номеров. В альбоме три вступительные статьи
0
Возобновили стройку
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Издательство "Агей Томеш" выпустило альбом по материалам легендарного советского журнала "СССР на стройке" - образца пропагандистского искусства и дизайнерской мысли 30-х годов.<?xml:namespace prefix = o />

Это почти репринт. Почти потому, что уменьшен формат по сравнению с оригинальным, почти газетным А3 и воспроизведены не все страницы, что было бы и невозможно, ведь за время существования "СССР на стройке" вышло 156 номеров.

В альбоме три вступительные статьи - философа и культуролога Бориса Гройса "Массовая культура утопии", Александра Лаврентьева "Фотография в журнале "СССР на стройке" и Эрики Вольф "СССР на стройке": журнал и его читатель". Самое примечательное, что новозеландка Эрика Вольф - единственная в мире исследовательница журнала!

Все остальное - журнальные страницы: фотографии, фотомонтажи, рисунки, схемы на тему новой жизни страны, индустриализации, коллективизации, труда, спорта, счастья... Конечно, "СССР на стройке" задумывался как пропагандистское издание. Но сегодня журнал воспринимается просто как великолепный художественный объект и как уникальное пособие по истории.

Сфабриковано авангардистами

Техника фотомонтажа

Амбициозные задачи "СССР на стройке" как главного пропагандистского издания в стране требовали и очень качественного исполнения: в журнале работали выдающие художники и фотографы того времени. Журнал оформляли Лисицкий, Родченко, Варвара Степанова, а снимки делали Борис Игнатович, Георгий Петрусов, Аркадий Шайхет, Евгений Халдей, Марк Марков-Гринберг. В самом начале издания к сотрудничеству были приглашены и иностранцы, в том числе американец Джон Хартфилд - один из изобретателей техники фотомонтажа.

Монтаж - великолепный способ фальсификации и ретуширования действительности. С помощью клея и ножниц можно преобразовать любой вид, превратив реальность в утопию. Кроме того, в дизайне журнала использована авангардная стилистика, разработанная в 10-е и 20-е годы Малевичем, Татлиным и самим Лисицким.

Спрашивается, как могло случиться, что авангардисты стали работать в таком квазитоталитарном издании, как "СССР на стройке"? Ответ на этот вопрос дает Борис Гройс: авангард, который изначально стремился к созданию нового человечества, в какой-то момент стал сотрудничать с властью в надежде "объединить эстетическую диктатуру с диктатурой политической, способной преобразовать реальность".

Речь по существу шла о фабрикации действительности - цель как коммунистических идеологов, так и авангардистов, работавших в технике монтажа.

От Герберта Уэллса к Иосифу Сталину

История журнала "СССР на стройке"

В июне 1929 года в "Известиях" была опубликована статья Максима Горького, в то время руководившего журналом "Наши достижения". В статье были такие слова: "...решено к каждой книжке журнала прилагать иллюстрированный журнал "На стройке".

С этого начинается история журнала, первый номер которого вышел в декабре 1929 года (номер 1 за 1930 год). Журнал издавался ежемесячно вплоть до 1941 года, а также в 1949 году. "СССР на стройке", хотя вроде выполнял те же идеологические задачи, что и другие журналы того времени, не имел конкурентов. Если "Наши достижения" был текстовым журналом, то "СССР на стройке" - исключительно визуальным: текстовая часть в нем сводилась к редакционным вступлениям и подписям под фотографиями.

"Огонек", тираж которого к тому времени составлял полмиллиона экземпляров и который также был иллюстрированным (огоньковский лозунг тех лет - "ни одного материала без фотографии или рисунка"), был популярным журналом, рассчитанным на массового советского читателя. "СССР на стройке" - дорогое, элитарное издание гигантского размера (примерно формата А3), отпечатанное на великолепной бумаге с использованием новейших технологий тех лет.

Выходили и совершенно эксклюзивные выпуски. Например, один из номеров, посвященный XVII съезду партии, был завернут в ткань от оболочки стратостата "СССР", совершившего рекордный подъем, а к журналу прилагалась пластинка с рассказами об эксперименте. Номер 1935 года, посвященный самолету "Максим Горький", вышел в алюминиевой обложке! А в одном из номеров 1936 года, посвященном Грузии, рисунки печатались с использованием сусального золота!

На кого был рассчитан такой журнал? Исследовательница Эрика Вольф справедливо заметила, что "СССР на стройке" не доходил до тех рабочих и колхозников, которым был посвящен: для них был "Огонек". Первоначально целевая аудитория "СССР на стройке" - западные бизнесмены и левая интеллигенция: журнал выходил на четырех языках, заграничная подписка стоила пять долларов (около 10 рублей по тому курсу), и в 1930 году было оформлено три с половиной тысячи зарубежных подписок. Кроме того, были бесплатные подписки, о которых просил лично Горький, - среди читателей журнала были Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Джон Голсуорси, Ромен Роллан.

Однако к середине 30-х годов приоритеты сместились. Чем больше закрывался "железный занавес", тем меньше внимания уделялось иностранным читателям. Зато появился новый читатель - советская партийная элита. "СССР на стройке" постепенно превращался в то, что сегодня называется годовым отчетом компании о проделанной работе. Советские руководители испытывали чувство неописуемой гордости, разглядывая в журнале фото своих же собственных достижений. К концу 30-х годов определился и идеальный читатель - сами знаете кто: на портрете работы Исаака Бродского (1937) на рабочем столе Сталина лежит кипа журналов "СССР на стройке".

Сейчас "СССР на стройке" стал раритетным антикварным предметом - как и большинство изданий тех лет, журналов сохранилось очень немного. Еще пять лет назад на букинистических аукционах отдельные номера можно было купить за 5-10 долларов. Сегодня - за несколько сотен. Если найдете.
Комментарии
Прямой эфир