За что продюсеры гасят своих звезд?
За минувший год шумно и скандально со своими продюсерами расстались не один и не два музыканта. Певица Мара, группы "Премьер-Министр" и Smash!!, Катя Лель, Стас Пьеха, Дима Билан и ряд других артистов вступили в конфликт с собственными создателями и продюсерскими компаниями. В чем причина этого системного сбоя, попытался разобраться Антон Помещиков.<?xml:namespace prefix = o />
Самыми горячими скандалами начала нынешней зимы в шоу-бизнесе стали конфликты между продюсером Евгением Фридляндом и его бывшими подопечными - группой "Премьер-Министр", а также объявление создателей группы "ВИА Гра" Константина Меладзе и Дмитрия Костюка о роспуске с 1 января 2006 года самого популярного и успешного женского поп-коллектива на территории СНГ.
Казалось бы, между двумя этими скандалами мало общего. В первом случае мы имеем дело с потерявшими голову артистами, которые захотели уйти от своих продюсеров, забрав заодно название группы и ее репертуар. Во втором случае голову, похоже, потеряли продюсеры: не певицы, а Константин Меладзе решил прикрыть проект, то есть по сути собственноручно уничтожить кур, несущих золотые яйца.
Но если вспомнить все скандалы этого года между артистами и продюсерами в отечественном шоу-бизнесе, складывается картина, из которой понятно: и артисты не такие уж овечки, и продюсеры не обязательно волки. И между ними сложные, мало похожие на сложившиеся в мировой практике шоу-бизнеса, "семейные" отношения.
Smash!!: размножение делением
Русский аналог суперуспешного дуэта Wham!, в котором начинал свою карьеру Джордж Майкл, был создан Михаилом Топаловым из собственного сына Влада и его друга и коллеги по "Непоседам" Сергея Лазарева.
По законам жанра в любом тандеме один человек так или иначе оказывается на второстепенных ролях. Летом Лазарев решил уйти из дуэта ради сольной карьеры. А Влад остался в группе Smash!! Это расставание стало одним из самых мирных сюжетов года: пусть стороны и метали периодически друг в друга молнии, но до суда дело не дошло. А спустя некоторое время и сам Михаил Топалов заявил, что покидает пост продюсера группы. Вероятнее всего его двадцатилетний сын Влад просто устал от сильной родительской опеки.
"Премьер-Министр": 15% за название и репертуар
"Известия" уже писали об этом конфликте. Вкратце сюжет таков: в группе "Премьер-Министр" произошла замена. Продюсеры Евгений Фридлянд и Ким Брейтбург, придумавшие и создавшие "бойз-бэнд", по весне "попросили" из группы одного из участников Питера Джексона. Говорят: "зазвездил". Вместо него ввели новенького Тараса Демчука. Но его не приняли "старенькие" - Жан Григорьев-Милимеров, Марат Чанышев и Слава Бодолика. В итоге Тарас побыл "премьер-министром" всего два месяца. Оставшееся трио заявило о своих притязаниях на свободу. Продюсеры предложили схему расставания, вполне по нынешним временам гуманную. Предполагавшую, что с 1 января 2006 года "премьер-министры" станут самостоятельным коллективом, отчисляющим своим создателям 15% доходов за название и репертуар, а до того будут отдавать половину всей прибыли от концертов.
Трое смелых музыкантов отвергли предложение, вызвав у своих продюсеров желание подать на них в суд. Разразился громкий скандал. Теперь через суд с каждого из троицы продюсеры требуют больше двух миллионов рублей.
Мара: всех прогнала, сама ушла
Восходящая рок-звезда Мара, чья карьера уверенно шла вверх последние два года, 15 ноября в одностороннем порядке порвала контракт с продюсером Дмитрием Гройсманом и выгнала всех музыкантов. Как объяснила сама Мара, "контракт с Гройсманом был разорван в одностороннем порядке, поскольку он содержал в себе грубейшие противоречия гражданскому законодательству и вполне может быть признан недействительным. Помимо прочего, даже в рамках этого контракта Гройсманом были нарушены многие его пункты, в том числе имели место финансовые нарушения. В результате этого я имею полное право подать в суд".
Три года назад Дмитрий и Мара подписали контракт на десять лет. Не странно ли, что Мара только в этом году нашла в бумагах "грубейшие противоречия гражданскому законодательству"? Впрочем, в итоге рок-певица и продюсер расстались мирно.
Дима Билан: выкупи имя за два миллиона
В этом году страна узнала, что ее нового любимца зовут на самом деле Виктор Белан. А "Дима Билан" - зарегистрированная торговая марка, все права на которую после смерти продюсера Юрия Айзеншписа якобы перешли к его вдове Елене. Билан не захотел работать под ее началом, а захотел пересмотра контракта, заключенного с Айзеншписом сроком на 7 лет три года назад. Сердцем он выбрал свободу. Но потом из прессы узнал цену выбора: по неофициальной информации с Виктора Белана за "Диму Билана" и его репертуар попросили два миллиона долларов. На данный момент конфликт так и не разрешен.
На самом деле никаких прав на имя ни у кого быть не может. Любой из нас хоть завтра может оформить новые документы, сменив фамилию. И стать Димой Биланом. Виктор, кстати, намерен так и сделать после Нового года. Конфликт возник из-за размера отступных, которые он должен заплатить нынешним владельцам прав на три альбома Димы Билана.
Катя Лель: сколько стоят "Муси-пуси"
"Муси-пуси" и "Джага-джага" на отечественном певческом рынке стоят недешево. После того, как год назад Катя Лель рассталась со своим продюсером и покровителем Александром Волковым, тот решил осадить бывшую протеже. Александр подал в суд на Екатерину, требуя запретить Лель петь ее песни. Мотивация тут тоже понятна: Максим Фадеев, написавший для Лель все ее главные хиты нового времени, получил от Волкова приличные деньги. Неофициальные данные (официальных тут быть не может, все эти сделки налогами не облагаются) гласят, что каждая "пуся" и "джага" стоила не меньше 30 тысяч долларов. Если учесть, что на пластинке Лель не две песни, можно приблизительно прикинуть, что "камбэк" Кати Лель стоил около полумиллиона долларов, а то и больше. Уходя от бывшего возлюбленного, Катя сочла, что ничего ему не должна. Волков захотел возврата своих денег. И заявил, что если он платил за песни из своего кармана, то является их владельцем. Поэтому имеет право через суд запретить Кате исполнять ее хиты. Процесс тянется давно, и конца ему пока не видать.
Стас Пьеха: круто он попал
Война, в которую втянули Стаса Пьеху, развернулась между медиа-магнатами. Он здесь - лишь пешка. Но суть все та же: Стас хочет порвать контракт с одной из структур Игоря Крутого. Контракт он подписывал еще на "Фабрике звезд", которую Крутой делал для Эрнста и "Первого канала". Потом случился конфликт интересов АРСа и "Первого". Стас Пьеха выбрал в нем сторону Константина Эрнста и захотел работать с Иосифом Пригожиным и Виктором Дробышем. А ООО "Лига-сервис", с которым у Пьехи контракт, всячески оспаривает право Пьехи работать с кем-либо еще. И требует им выполнения контракта. Судов уже было несколько, они выносят решения то в пользу одной стороны, то в пользу другой. Конца и края этим судам не видно, что, впрочем, не мешает Стасу петь дуэты с Валерией и участвовать в телепроектах.
"ВИА Гра": противоречия, несовместимые с жизнью
Поводом для закрытия группы "ВИА Гра" стали "серьезные внутренние противоречия в коллективе". Как сказал "Известиям" сопродюсер группы Дмитрий Костюк, девушки "решили, что им все должно доставаться на "блюдечке с голубой каемочкой". А мы должны быть им няньками... С виду у нас все хорошо. Мы номер один. Но внутри что-то не срастается. Такое уже было, это словно дежа-вю. Грязь, предательство. Дело не в деньгах. С ними проблем нет. Это на каком-то очень тонком уровне, который словами сложно описать".
Ключевое слово здесь "дежа-вю": ведь в "ВИА Гра" на пятом году существования группы уже не осталось никого из первых участниц проекта. Многие уходившие пытались сделать сольную карьеру, но настоящего успеха не добился никто.
Продюсер в России - существо беззащитное
Несмотря на различные обстоятельства и манеру поведения участников перечисленных конфликтов, всех их объединяет одно: схема расставания в форме конфликта. Страдают, безусловно, обе стороны. Но вот глава компании Velvet Music Алена Михайлова считает, что в наших условиях и при существующем законодательстве не артист, а продюсер существо беззащитное. "Общественное мнение всегда встает на сторону "звезды": поп-артист и так объективно любим, а тут еще у него за спиной вырастает какой-то страшный продюсер, который хочет запретить петь. Кроме элементарного чувства обиды именно продюсер обычно оказывается в убытке: если артист уходит, то он редко когда платит по старым счетам".
Скандал с участием Евгения Фридлянда и группы "Премьер-Министр" в этом смысле весьма показателен. Ведь с одним из своих прежних "проектов" - братьями Меладзе продюсер Фридлянд расстался полюбовно, и те выплатили ему оговоренные отступные.
Лишь объединение усилий продюсеров, по мнению г-жи Михайловой, приведет к появлению нормальных правил игры, при которых никто не будет никого "кидать" и "мочить". "Нужен институт, который будет влиять на общественное мнение", - уверена она.
Корреспондент "Известий" напомнил Алене, что еще в прошлом веке в России была создана Российская ассоциация музыкальных продюсеров (РАМП), которой занималась Любовь Воропаева. Но эта организация более известна как инициатор различных светских раутов, нежели как третейский судья при решении конфликтов "артист-продюсер". Г-жа Михайлова ответила, что о существовании РАМП она и не догадывалась. А Алена работает в рекорд-индустрии больше десяти лет.
Артист в России - существо усыновленное
"Продюсером в европейском понимании является человек, который трудится над звуком во всех его проявлениях (при записи альбома, для радиосинглов, на концертах и прочее). Созданием самого артиста занимается совершенно другая, специально собранная команда, в которой у каждого есть своя четкая и строгая задача. Самый успешный проект, иллюстрирующий эту схему, - Spice Girls.
В разговоре с корреспондентом "Известий" гендиректор компании Universal Music Russia Дмитрий Коннов отметил особый "русский путь":
"У нас продюсер превращается в папу. В России это не профессия, а призвание. Продюсер берет на себя полномочия быть последней инстанцией при решении любых вопросов, связанных с внешним обликом, репертуаром, продвижением и всем остальным. Вместо того, чтобы довериться профессионалам в той или иной степени, он принимает все решения сам. Большую часть тех функций, которые у нас на себя берет продюсер, в мире выполняют рекорд-компании. Собственно, от них артист и получает основную прибыль в виде авторских. У нас же продюсер контролирует артиста тотально, в том числе кошелек. И самую доходную часть шоу-бизнеса: концертный".
Шоу-бизнес под гнетом "эдипова комплекса"
В идеале отношения сотрудничающих людей должны быть исключительно партнерскими. Однако, по мнению психологов, общество у нас родительское (патерналистское), а люди в основном незрелые (не биологически, разумеется, а психически), поэтому партнерские отношения быстро переходят в личные.
Продюсер, пестуя артиста, берет на себя родительские функции, и его подопечный со временем начинает вести себя как подросшее дитя, жаждущее взрослой жизни. Тот же Дима Билан всегда будет считать Юрия Айзеншписа своим вторым отцом. Остается только гадать, каким образом они расстались бы, будь Юрий жив.
Часто подобное "сотрудничество" превращается в фарс, где продюсеру достается роль Карабаса-Барабаса, а окрепшая звезда ведет себя как взбунтовавшийся Буратино. Иллюстрацией может служить история расставания Мары с Дмитрием Гройсманом. Помимо "противоречий с гражданским законодательством" их совместной работе мешало и то, что, на взгляд Мары, вкус Дмитрия несколько отстал от музыкальных тенденций.
Конфликт усугубляется, если под маской продюсера таится несостоявшийся артист, стремящийся получить реванш за счет своих подопечных. Молодая звезда в таком случае ощущает себя марионеткой, ведь у "папы-продюсера" есть свой план действий, который редко отвечает ее настоящим потребностям. Разрыв артиста с продюсером в таком случае превращается в типичный "побег из дома".
Желание же уйти, причем не просто "вырасти и покинуть пенаты", а предварительно "мочкануть родителя", - хрестоматийный конфликт в пределах "эдипова комплекса". Вывод один: пока артисты и продюсеры не обучатся предупреждать возникновение ситуаций, при которых рабочие отношения превращаются в "семейные", существующая система будет рушиться на наших глазах, порождая судебные иски и гася звезд.