Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

"От хорошей документалистики отслоилась попса"

В Москве вручили шестую национальную премию "Лавр", которой награждаются лучшие документальные фильмы года. Среди победителей оказались как фильмы, вышедшие на российских телеканалах - "Первый", "Россия", НТВ, так и те картины, которые российскому зрителю не покажут, но которые тем не менее считаются искусством. Премия "Лавр" появилась шесть лет назад из-за конфликта между телевидением и российскими документалистами, чья школа и мастерство давно признаны во всем мире. На всевозможных конкурсах наше неигровое кино регулярно получало призы, иностранные каналы покупали лучшие фильмы, в то время как российские телеканалы наотрез отказывались ставить в эфир документалистику.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В Москве вручили шестую национальную премию "Лавр", которой награждаются лучшие документальные фильмы года. Среди победителей оказались как фильмы, вышедшие на российских телеканалах - "Первый", "Россия", НТВ, так и те картины, которые российскому зрителю не покажут, но которые тем не менее считаются искусством.

Премия "Лавр" появилась шесть лет назад из-за конфликта между телевидением и российскими документалистами, чья школа и мастерство давно признаны во всем мире. На всевозможных конкурсах наше неигровое кино регулярно получало призы, иностранные каналы покупали лучшие фильмы, в то время как российские телеканалы наотрез отказывались ставить в эфир документалистику, объясняя нежелание отсутствием зрительского интереса. Чтобы вернуть отечественное неигровое кино зрителю, несколько телекомпаний, в числе которых оказались "ВИД", "АТВ", "Цивилизация", "Вертов и Ко", студии документального кино из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и ряд других организаций, придумали национальную российскую премию "Лавр". В этом году конкурс "ЛАВР" впервые проводился при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии, что говорит о возросшем внимании государства к развитию неигрового кино.

Сегодня ситуация с документалистикой на телеэкранах изменилась - на федеральных каналах, пусть и в позднее время, но существуют специальные линейки неигрового кино. Несмотря на это, конфликт телевидения и документального кино сохраняется, утверждают учредители и члены жюри "Лавра". Правда, суть конфликта уже другая. "Документальное кино сегодня очень расслаивается. Сегодня попсовая документалистика, которая заполняет телеэкраны, выделилась в отдельный жанр, чего раньше не было. Эти фильмы ориентированы на скандал, и их отличает попсовая история на потребу зрителя. Делаются они по законам развлекательного ТВ, а не документального кино", - рассказал президент «Лавра», теледокументалист Лев Николаев.

Президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев считает: "Говорить о том, что телевидение как-то мешает развиваться документальному кино, неправомерно". "Конечно, телевидение - явление массовой культуры, а масскульт и настоящее документальное кино плохо совместимы. Но уже появились специализированные каналы, которые не ориентируются на массовость, например "Культура", где есть место хорошей документалистике", - заявил Сагалаев.

Поэтому сегодня одна из задач премии - поддержать, во-первых, качественный уровень документального кино, а во-вторых, попытаться повернуть документалистов от исторических тем к современным, фильмы на которые, по словам директора премии Светланы Резвушкиной, чаще всего попадают в финал конкурса.

Среди финалистов "Лавра-2005" в 10 номинациях оказались как картины, уже показанные российским зрителям телеканалами, так и те, которые по разным причинам на телевидении никогда не выйдут. В число первых вошли многосерийные циклы "Георгий Жженов. Русский крест", показанный каналом "Россия", "Братство бомбы", недавно завершившееся на "Первом канале", репортажи Александра Зиненко "Рабы любви" и Андрея Лошака "Берег мертвых", показанные на НТВ в цикле "Профессия-репортер", расследование "России" "Битва за сверхзвук. Правда о Ту-144" и  др.

Приз "за лучший неигровой фильм на кинопленке" получила режиссер Наталья Гугуева - ее картина "Тимур. История последнего полета" с успехом прошла на "Первом канале". В третий раз лауреатом в номинации "За лучший телерепортаж" стал мэтр НТВ Александр Зиненко (его фильм "Рабы любви" конкурировал с работой коллеги по цеху Андрея Лошака и репортажем "Шахта" телеканала "Россия").

Фильмы "не для всех" оказались в номинации "Артхаус", в которую попадают экспериментальные картины авторов, пытающихся найти новую стилистику, новые формы подачи материала. Именно эти картины оказались в этом году самыми спорными. Ряд членов жюри не увидели ничего нового в представленных работах и хотели не присуждать номинацию. В результате был найден компромисс - в этой номинации оказалось сразу два победителя: зарисовка о бомжах "Под открытым небом" и картины из жизни африкано-азиатских поселков "Дикий, дикий пляж. Жар нежных" (Кстати, фильм о бомжах "Под открытым небом" оказался хитом конкурса и получил вторую статуэтку в номинации "Лучший короткометражный неигровой телефильм"). Уже несколько лет победители этой номинации в дополнение к статуэтке получают денежный приз от Фонда Эдуарда Сагалаева. На этот раз два победителя поделили 6000 долларов.

С мнением профессионального жюри, как и в прошлом году, разошелся vox populi: интернет-сообщество проголосовало на портале Rambler за дебютную картину "Мечтатели" (фрагменты дебютных конкурсных картин были доступны пользователям интернета). А жюри сочло лучшим дебютом картину Наталии Назаровой "Фрида на фоне Фриды". Кстати, уже известно, что в будущем году его увидят зрители "Первого канала".

Главной героиней вечера "Лавра-2005" стала известнейший документалист, легенда отечественного неигрового кино, член Киноакадемии США и Академии Российского ТВ Марина Голдовская. Чтобы получить из рук Владимира Познера бронзовую статуэтку "лаврика" в номинации "За вклад в кинолетопись", она прилетела из Лос-Анджелеса, где преподает в Калифорнийском университете и продолжает снимать фильмы, которых на ее счету уже 32.
Комментарии
Прямой эфир