Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Россию приняли в Европу

Впервые главное здание Третьяковки в Лаврушинском переулке принимает у себя выставку современного искусства. Это маленькое, но отрадное достижение: ведь Третьяков задумывал свою галерею именно как музей современного - и неофициального, как мы сказали бы сегодня, - искусства. Просто тогда современными и неофициальными были Репин, Перов, Крамской, а сегодня - Кабаков, Кулик, Пригов. Вернисаж выставки проходил на фоне знаменитых вихрей Малявина: старые современные как бы благословляли первое появление в музее новых современных. По большей части рисунки, представленные на выставке, - это эскизы для монументальных инсталляций, объектов или картин.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В главном здании Третьяковской галереи открылась выставка "Смысл жизни - смысл искусства". Куратор, словенец Ядран Адамович, собрал в экспозиции несколько сотен графических произведений 30 русских и восточноевропейских современных художников.

Впервые главное здание Третьяковки в Лаврушинском переулке принимает у себя выставку современного искусства. Это маленькое, но отрадное достижение: ведь Третьяков задумывал свою галерею именно как музей современного - и неофициального, как мы сказали бы сегодня, - искусства. Просто тогда современными и неофициальными были Репин, Перов, Крамской, а сегодня - Кабаков, Кулик, Пригов. Вернисаж выставки проходил на фоне знаменитых вихрей Малявина: старые современные как бы благословляли первое появление в музее новых современных.

Помимо этой музеефикаторской у выставки есть еще две особенности. Она, в частности, опровергает расхожее мнение, что современные художники - за редким исключением - разучились рисовать. Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Дмитрий Александрович Пригов - блестящие рисовальщики. Другие тоже. Это маленькая деталь, но исключительно важная для общественного отношения к современному искусству. По большей части рисунки, представленные на выставке, - это эскизы для монументальных инсталляций, объектов или картин. Особенно хороши листы Эрика Булатова, которые сохраняют визуальную мощь, свойственную его большим картинам, и Павла Пепперштейна, которые напоминают графику раннего Шагала или акварели Конашевича.

Другая и, возможно, главная особенность выставки в том, что она помещает русское искусство в восточноевропейский контекст. На Западе это сейчас очень модный тренд, у нас он объявился, кажется, впервые. Штука в том, что Восточная Европа (точнее - постсоветская Европа, включающая и Россию) начинает демонстрировать свои амбиции и претендовать на место в истории искусства XX века. Этот процесс инициировала словенская группа "Ирвин" своим проектом "Mind the Map": художники пересматривают художественную карту Европы, как если бы не было войны. То есть не было бы разделения на Восток и Запад, а все бы принадлежали к единой общеевропейской традиции. Самое важное, что участвовать в этом ревизионистском процессе - благодаря куратору выставки Ядрану Адамовичу - пригласили и нас. Мы для художников из маленьких восточноевропейских стран больше не "большие братья", а скорее кузены, и все вместе мы должны отвоевывать у англосаксонского и романо-германского мира место под солнцем.

Ну а кроме того, Ядран Адамович напоминает нам, что у всех у нас общее - советско-тоталитарное - прошлое и что мы не так уж непохожи.
Комментарии
Прямой эфир