Россия спасла Сирию

Проект резолюции с призывом к Сирии более активно сотрудничать с международной комиссией, расследующей убийство бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири, был подготовлен США, Францией и Великобританией. Но еще до заседания Россия заявила, что не согласна с некоторыми положениями документа.
В преддверии голосования глава российского МИД Сергей Лавров заявил, что Москва выступает против попыток превратить Совбез в "следственно-процессуальный механизм" по "сирийской проблеме". По мнению министра, соавторы проекта "пытаются не только поддерживать комиссию по расследованию, но и внедряться в сферу ее компетенции", а "СБ ООН - это орган не следственный". Более того, в понедельник информационные агентства цитировали неназванных российских дипломатов, утверждавших: в случае необходимости Россия может использовать право вето. Возможно, эта попытка психологического давления оказалась действенной.
Первоначально в проекте резолюции упоминалась возможность введения против Дамаска экономических санкций - если сирийские власти не будут активно сотрудничать с комиссией немецкого прокурора Детлева Мехлиса, расследующего убийство Харири. Кроме того, авторы проекта настаивали на том, чтобы сирийские власти задержали и передали для допросов независимому расследованию высокопоставленных сотрудников сирийских спецслужб, подозреваемых в причастности к убийству экс-премьера Ливана. В итоге ссылки на возможные экономические санкции из окончательного текста убрали. Вместо этого в резолюции говорится о неких "дальнейших действиях", если сирийские власти не будут сотрудничать со следствием. Кроме того, из текста вычеркнули призыв к Сирии отказаться от поддержки "всех форм террористической деятельности и любой поддержки террористических групп".
По мнению представителя США при ООН Джона Болтона, резолюция - "четкий сигнал" сирийскому режиму. Впрочем, для Дамаска все могло окончиться гораздо хуже - если бы не усилия российских дипломатов.