День всех Тату
Скроенная по лекалам западной музыки и популярной культуры, "Тату" никогда не была обычной российской поп-группой. Ее история началась совсем не со знаменитой композиции "Нас не догонят", а с пронзительной песни про "сестру-Югославию", написанную в 1999 году композитором-самородком Александром Войтинским, который сегодня работает с группой "Звери". Экономист-международник, напоминающий восточного гуру, Войтинский пригласил для исполнения этой песни Лену Катину. Противник войны в Югославии, Войтинский мечтал о том, что эту песню услышит страна. Ее услышал подростковый психолог Шаповалов и, добавив в пару к Катиной еще одну талантливую девочку, создал дуэт "Тату".
Впоследствии дороги обоих гуру разошлись; как рассказывал Войтинский одному из авторов этой статьи - по "идеологическим" соображениям: "Можно было рискнуть, сделать очень искренний проект. Они давали 100 очков вперед Земфире своим отчаянием. Но для Ивана проще было назвать их лесбиянками и (сразу. - "Известия") получить что-то. Им досталась одежда дешевых лесбиянок". И хотя именно образ "дешевых лесбиянок" дал повод для спекуляций в западной прессе, во многом способствовал успеху "Тату", это была группа, созданная интеллектуалами и для интеллектуалов.
Усилиями Шаповалова "Туполевская шарага" поп-культуры "Тату" объединила вокруг себя таких ярких людей, как тележурналист Елена Кипер, бывший комсомольский инструктор Леонид Дзюник, режиссер Виталий Манский, режиссер Валерий Полиенко, создатель компьютеров для российского космоса Борис Ренский. Именно их усилия, а не усилия маститых западных продюсеров, сонграйтеров и клипмейкеров (хотя потом и их тоже) заставили всерьез обсуждать "Тату" депутатов Госдумы, легендарного командира рижского ОМОНа и друга Александра Невзорова Чеслава Млынника предлагать услуги своих товарищей-бойцов для охраны концерта, а актрису-коммунистку Елену Драпеко видеть в клипе "Нас не догонят" проблемы российского общества.
За прошедшие годы проект "Тату" лишился практически всех своих создателей: лишь Валера Полиенко и Сережа Галоян, писавшие первый альбом, отметились и на втором. Вся же команда, создававшая креатив и выдумывавшая бесчисленные провокации для массового сознания, в конце концов была разогнана самим Шаповаловым: "иногда аббревиатура DKNY на его майке читалась как НКВД", - вспоминают участники проекта.
Несмотря на то что Шаповалов давно продюсером группы не является, в этот раз все было как прежде. Иван приехал на презентацию своих воспитанниц и раздавал милые, ни к чему не обязывающие интервью: "Правда ли, что вы окончательно расстались с группой?", - спрашивают его. "Да нет же, вот только что встретились снова", - отвечает. И щурится так хитро. Начало "вечеринки" в честь выхода альбома "Люди-инвалиды" (название, кстати, тоже шаповаловское) было назначено на восемь. Притом сама она проходила в московском клубе Gaudi, который находится на задворках возле Савеловского вокзала в бывшем элеватор.
Прошедший получасовой живой концерт группы, которого публика ждала больше трех часов, прекрасно характеризует соотношение ожиданий и результата. Их долгожданный второй альбом вышел, но вряд ли вы услышите на нем что-то новое. Отчаяние, которым они "взяли" публику, осталось. Но оно вымученное, искусственное. Музыкально же группа двинулась куда-то в сторону женского гитарного рока, в иных из песен вообще избавляясь от эмоций. Оно понятно: Лена и Юля уже побывали на пике мировой славы и, чем питать свое отчаяние, уже не знают. Эта сытость убьет группу.