Траулер "Электрон" вошел в российские территориальные воды

В среду вечером траулер "Электрон", на борту которого находились два инспектора рыбоохраны Норвегии, был уже в 70 милях от острова Кильдин у входа в Кольский залив. Он двигался вдоль берега внутри 12-мильной зоны российских территориальных вод. Рядом с ним шли пограничный сторожевой корабль "Тверь" и большой противолодочный корабль Северного флота "Адмирал Левченко".
Что касается двух военных кораблей Норвегии, которые с воскресенья преследовали "Электрон", то сразу после того, как траулер вошел в российские территориальные воды, норвежцы пошли параллельным курсом, не заходя в 12-мильную зону. Штормовая погода и сильное волнение затрудняют движение кораблей.
Предполагается, что на подходе к Мурманску Норвегии передадут ее граждан, находящихся на "Электроне". Днем в среду корабль береговой охраны Норвегии "Тромсе" получил от российских пограничных служб разрешение войти в четверг в территориальные воды.
- Вопрос согласован по линии внешнеполитических ведомств в России и Норвегии, передача инспекторов с борта "Электрона" на борт "Тромсе" состоится в Баренцевом море на подходе к Мурманску, - заявил в этой связи начальник пресс-службы ВМФ России Игорь Дыгало. - Военно-техническое обеспечение передачи будет осуществляться Военно-морским флотом России. В связи со сложными погодными условиями в Баренцевом море для обеспечения передачи инспекторов в район встречи прибудет спасательный буксир Северного флота "Алтай".
Представитель флота отметил, что из-за плохих погодных условий скорость движения "Электрона" и корабля "Адмирал Левченко" снизилась до 6 узлов.
Тем временем в среду вице-президент Международного морского комитета Анатолий Колодкин заявил на пресс-конференции в редакции "Известий", что норвежцы выявили на "Электроне" два нарушения: у рыболовной сети был слишком малый размер ячеек (80 миллиметров вместо положенных 125 или 135), а в трюме лежала тара с маркировкой другого судна, что свидетельствовало о перегрузке улова в море - грубейшем нарушении. По мнению Колодкина, капитан обязан был подчиниться требованиям властей Норвегии и следовать в порт Тромсе. Но он послушал судовладельца - ЗАО "Корж" - и решил скрыться от кораблей береговой охраны. Эксперт считает, что теперь Яранцева вероятнее всего отстранят от должности капитана.
Однако в ЗАО "Корж" считают иначе. Заместитель генерального директора предприятия Владимир Болдырев заявил, что капитан Валерий Яранцев ничего не нарушил.
- У него было данное международным морским законодательством право выбора порта для проведения расследования, - сказал Болдырев. - Согласно международным нормам Hорвегия может направить ноту протеста, если не согласна с действиями российских рыбаков, но арестовывать судно не имеет права. Мы понимаем, что арест судов и последующее наложение огромного штрафа как на судовладельцев, так и на их капитанов является хорошей доходной составляющей норвежского бюджета, но мы не хотим финансировать их береговую охрану. Компания будет отстаивать законность действий капитана и не намерена отстранять его от должности.
Тем временем действиями норвежской береговой охраны возмутилась еще одна мурманская рыболовная фирма. Руководство ООО "Биос-шельф" намерено подать в суд иск на действия норвежских военных, из-за которых в чрезвычайной ситуации оказался траулер "Григорий Арлашкин", подошедший к "Электрону", чтобы поддержать его. По версии фирмы, с норвежского вертолета была сброшена сеть, которая намоталась на винты "Арлашкина". В штормовую погоду существовала угроза жизни экипажа. Военные Норвегии заявляют, что никаких сетей они на траулер не сбрасывали.