Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

"А наш мальчик терпит"

Выставочная программа проходящего в Бельгии фестиваля "Европалия - Россия", подготовленная Государственным музейно-выставочным центром "РОСИЗО", имеет просветительскую задачу - открыть и представить Россию. С задачей выставки справились. - Как прекрасно, что бывают такие фестивали. Вы ведь неизвестная страна! - просиял портье в гостинице, пообещав в первый же выходной пойти на Европалию. Эти незатейливые слова в сущности объясняют, зачем вообще нужен фестиваль с его двадцатью выставками, десятками других культурных мероприятий и с его огромным бюджетом
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Выставочная программа проходящего в Бельгии фестиваля "Европалия - Россия", подготовленная Государственным музейно-выставочным центром "РОСИЗО", имеет просветительскую задачу - открыть и представить Россию. С задачей выставки справились.

- Как прекрасно, что бывают такие фестивали. Вы ведь неизвестная страна! - просиял портье в гостинице, пообещав в первый же выходной пойти на Европалию. Эти незатейливые слова в сущности объясняют, зачем вообще нужен фестиваль с его двадцатью выставками, десятками других культурных мероприятий и с его огромным бюджетом (только с российской стороны было потрачено около 2 млн долларов). "По телевизору показывают только плохие новости, а мы хотим знать и хорошие", - продолжил портье. Следовательно, речь идет о положительном и многогранном образе России. Поэтому привезли много и разного.

Пафосные выставки "От царя до императора" и "Фаберже" (среди экспонатов последней есть и недавно приобретенные Виктором Вексельбергом пасхальные яйца) представляют Россию как странную монархическую страну, живущую в роскоши. Выставка "Русский авангард", подготовленная Русским музеем, - как тоже странную, но интеллектуальную страну, живущую не роскошью, а утопией. А выставка "Транссибирский экспресс" - как бескрайнюю и бесшабашную страну, живущую непонятно по каким законам: по маршруту Транссиба (а именно так построена экспозиция) можно встретить медведей, буддистов или останки царской семьи.

Это главные хиты фестиваля, проходящие на главных площадках Брюсселя. Но Россия присутствует и на улицах города. Гармонисты играют "Подмосковные вечера", а художники устраивают инсталляции (спецпроект Европалии под названием Brussia, куратор Иосиф Бакштейн). Посреди одного пассажа стоит поролоновая скульптура Сергея Шеховцова "Любовь к голубям" (мальчик кормит голубей), а в витрине другого пассажа - инсталляция "А наш мальчик терпит" Дмитрия Цветкова: две фигурки из гжели - брюссельский писающий мальчик и наш, который терпит. (Сам же символ города - фонтан "Писающий мальчик" - находится на ремонте, так что мальчики Цветкова по сути стали ему заменой).

Самая мощная на фестивале выставка современного искусства проходит в Генте в музее SMAK - огромная персоналка Сергея Браткова. Здесь помимо известных (нам, не бельгийцам) фотографий и видео (например, снимки из серии "Моя Москва" с омоновцами, купающимися в фонтане ВДНХ) есть и новое видео, снятое в грязелечебнице в Крыму. Смешной до отвращения фильм (Братков заснял весь цикл приема грязевых ванн - от погружения в лужу до смывания грязи в море) показывает неистребимые животные инстинкты человека. Но не русского человека, а человека вообще. Грязевые ванны есть во всем мире, и, следовательно, место действия (Крым или Баден-Баден) не имеет значения. И в этом смысле видео Сергея Браткова - один из самых лучших, но и самый неевропальский проект Европалии.

Европалия отказалась от русской "бомбы"

С проектом Brussia уже случился небольшой казус: проект Давида Тер-Оганьяна "Это не бомба" (в нескольких магазинах он разложил муляжи бомб) был по желанию публики отменен. Оно, строго говоря, и понятно: в Москве псевдобомбы были показаны в рамках 1-й биеннале современного искусства - на музейной площадке, а не в городской среде.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир