Морская прогулка офицеров стоила жизни пятерым курсантам
Трагедия в устье Невы пришлась на начало июня, когда температура воды в Финском заливе не превышала 12 градусов. 8-го числа учебный шестивесельный ял, на котором, как считалось тогда, капитан 3 ранга Максим Гаврилов и капитан-лейтенант Олег Малинкин проводили занятия с курсантами, перевернулся. Гаврилова и курсанта Ивана Пикуля спасли рыбаки. Тело 30-летнего Олега Малинкина нашли сразу - он погиб от переохлаждения. Через 10 дней нашли тела Дениса Волкова и Владимира Васильева, днем позже - Александра Петривнего. Еще двоих, Дмитрия Полякова и Алексея Герасимова, нашли 20 и 21 июня.
Капитану 3 ранга Максиму Гаврилову было предъявлено обвинение в превышении служебных полномочий (статья 186 УК РФ). Как следует из обвинительного заключения, 8 июня Гаврилов и Малинкин были пьяны. Капитан 3 ранга самовольно выдал увольнительные шестерым курсантам своей роты и забрал их в качестве гребцов на прогулку на шестивесельном яле, трактуя ее как учения. После полутора часов плавания по Неве и Финскому заливу компания, по данным следствия, причалила у гостиницы "Прибалтийская", прошлась по продуктовым ларькам, а потом Гаврилов велел держать курс на базу.
Встречный ветер в заливе и отсутствие у Гаврилова навыков управления парусным судном, по версии следствия, привели к трагедии. Ял перевернулся, все восемь человек экипажа оказались в ледяной воде. Оказалось также, что судно не оборудовано ни спасательными, ни сигнальными средствами. Гаврилов и курсант Пикуль остались возле шлюпки, остальным капитан дал указание добираться до берега вплавь. Все они погибли.
Вчера в Петербургском военно-морском гарнизонном суде началось рассмотрение дела. После оглашения обвинительного заключения подсудимый встал.
- Безусловно, я нарушил статью Устава внутренней службы и распоряжение администрации Морского порта, - заявил он и замялся, будто желая что-то добавить.
- Вы конкретизируете во время процесса, - помог ему судья.
- Так точно! - обрадовался капитан и сел. Он признал себя виновным частично.
Близкие погибших курсантов и офицера выдвигают свою версию: ял перевернулся из-за столкновения с судном какого-то высокопоставленного лица. "У руководства корпуса нет ни чести, ни совести!" - кричала чья-то мама перед началом процесса. Ей вторили заплаканные женщины с фотографиями погибших. Однако представитель потерпевших Александр Карамышев в интервью для "Известий" заявил, что не разделяет точку зрения своих доверителей.
- Никаких данных о столкновении в деле нет, а значит, мы не станем даже обсуждать то, что недоказуемо, - заявил он.
Он также указал на ошибку следствия: нет доказательств того, что Гаврилов был пьян в момент крушения яла.
- Когда их с курсантом доставили в больницу, то обоим плеснули водки в горячий чай - для согрева. Им оказывали первую помощь, экспертизы на алкоголь не было. Впрочем, заметил адвокат потерпевших, опьянение подсудимого в данном случае не было бы ни отягчающим, ни смягчающим обстоятельством.