Композитор Алексей Рыбников: "Для свадеб и похорон писать выгоднее"
известия: Почему вы так долго избегали публику? Что было причиной вашего затворничества?
Алексей Рыбников: Дело в том, что вся история постановки "Звезды и смерти Хоакина Мурьеты" выжала меня достаточно сильно. Спектакль заворачивали 11 раз, в чем только меня не обвиняли тогда... Так что та история меня несколько подкосила. Ну а потом начались такие времена, что людям не до музыки было...
известия: Несколько удивительна компания, которую вы выбрали для исполнения ваших песен на творческом вечере. Никогда бы не мог себе представить вашего союза с сибирскими панками...
Рыбников: Ну панками я бы их не стал называть - это отличные музыканты. Они называются ансамблем подводной музыки "Летучие рыбы", в который входят ударник "Гражданской обороны" Александр Андрюшкин и гитарист Александр Чесноков. Александр Андрюшкин помимо многолетней работы с Егором Летовым играет в Тюменском государственном ансамбле народных инструментов, так что панк он лишь отчасти. А нашел я их совершенно случайно. Для концертов, которые будут в декабре, я стал отслушивать разные варианты своих песен в исполнении самых разных музыкантов. Например, Константин Кинчев и "Алиса" записали песню на одну из мелодий из "Острова сокровищ", Борис Гребенщиков - песню из "Красной Шапочки", группа "Тайм-Аут" сделала песенку Лисы Алисы и Кота Базилио "Поле чудес" из "Приключений Буратино"...
Так вот, некие "Летучие рыбы" прислали мне свой вариант "Песни о звездах". После чего я сходил на их концерт, причем инкогнито. И я увидел, как горячо реагировали на них молодое и среднее поколения.
известия: После шума, поднятого постановкой в Большом "Детей Розенталя", ряд критиков сказал, что опера абсолютно несовременна как жанр, что она мертва. Вы согласны с этим?
Рыбников: Понимаете, композиторам всегда нужно писать музыку. А кто и когда их будет слушать - вопрос второй. Ответ на него зависит от общего интеллектуального и духовного уровня развития общества. Серьезная музыка, как, впрочем, и поэзия, никак не вписывается в рыночные отношения - она не приносит доходов. Сейчас гораздо выгоднее заниматься так называемым культурным обслуживанием населения: сочинять музыку для танцев и похорон, для пляжа и ресторана. Более тонкие формы искусства людям, увы, не очень нужны. Что же до оперы, думаю, что в своем классическом виде она должна существовать как музейная ценность. В Европе именно так относятся к классическим постановкам, бережно все в них сохраняя. Сейчас же одной музыкой обходиться уже нельзя. Я за синтетические жанры, когда на зрителя работают и музыка, и свет, и визуальные эффекты.
известия: Помимо подготовки к юбилейным концертам в декабре над чем вы сейчас еще работаете?
Рыбников: Пишу музыку для фильма Эльдара Рязанова "Андерсен", для картины Николая Лебедева "Волкодав" и для фильма Тиграна Кеосаяна "Заяц над бездной". Везде требуется разная музыка, симфоническая и не симфоническая. Параллельно заканчиваю постановку мюзикла "Приключения Буратино" по кинофильму, снятому в 70-х годах. Папу Карло у нас играет Лазарев-старший, черепаху Тортиллу - Светлана Немоляева, Федор Чеханков играет Дуремара, Анна Большова - Лису Алису.
известия: Как автор, создавший "Юнону" и "Авось", оценивает ту волну моды на мюзиклы, что прокатилась по нашим подмосткам и как-то вдруг спала?
Рыбников: С одной стороны, это был положительный опыт, поскольку это работает на цех, на дело. Но с другой стороны... Ведь все проекты мюзиклов, во всяком случае, большая их часть - это не собственные постановки, а повторение чужого опыта. Это продюсерское искусство, в которое не вложено никаких своих идей. И самое главное, чего часто нет в американских постановках, - так это хитов, мелодий, чтоб запоминались. В "Метро" была потрясающая энергетика, профессиональная режиссура. Но мне больше понравился "Норд-Ост", созданный Иващенко и Васильевым на нашем, родном материале и с нуля. В их музыке есть душевность и непосредственность. С точки зрения жанра мюзикла одной из лучших работ была "42-я улица". Но она провалилась, поскольку там не было хитов.
известия: Помимо ваших музыкальных занятий вы ведь входите в совет по культуре при президенте. Это формальная должность, или вы действительно можете как-то повлиять на его мнение и решения?
Рыбников: Нет, она не формальная. Нас в этом совете двадцать человек. На заседаниях, которые случаются два раза в году, мы высказываемся нелицеприятно и искренне.
известия: И что нелицеприятного последний раз сказали президенту?
Рыбников: Во время последней встречи - ничего. А вот в прошлый раз подняли тему творчества для детей. Ведь у нас не то чтобы детского телеканала нет, у нас и детских программ невероятно мало. Что им - сериалы про ментов смотреть? Кроме того, именно с нашей подачи повысили зарплату преподавателям консерваторий и музучилищ, а президент выделил деньги ведущим оркестрам страны.