Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин провел телефонные переговоры с наследным принцем Саудовской Аравии
Мир
Захарова усомнилась в безопасности штаб-квартиры ООН из-за инцидента с Лавровым
Армия
Российско-китайские учения «Морское взаимодействие – 2024» завершены
Общество
Путин обратил внимание на атмосферу фестиваля «Белые ночи Санкт-Петербурга»
Общество
Синоптики спрогнозировали грозу и понижение до +28 градусов в Москве 18 июля
Армия
Операторы БПЛА ВС РФ уничтожили четыре наблюдательных пункта ВСУ в зоне СВО
Происшествия
Губернатор Севастополя сообщил об отражении попытки атаки безэкипажного катера
Экономика
ФНС предупредит Роспотребнадзор о незаконном общепите
Мир
В Дании объяснили беспорядочную мобилизацию на Украине разладом властей
Мир
В ООН рассказали о пытавшихся прервать выступление Лаврова женщинах
Мир
Спецпрокурор обжаловал решение о закрытии дела Трампа о секретных документах
Общество
В РФ хотят запретить покупку и эксплуатацию глушилок GPS без разрешения Минобороны
Мир
Байден заразился коронавирусом и не выступит на конференции в США
Общество
Спрос на вахтовых сотрудников подскочил почти на 70%
Армия
ВС РФ нанесли удар по укрывавшимся в доме депутата боевикам ВСУ
Экономика
Банки сократили число рекламы кредитов из-за требования отображать ПСК
Мир
СМИ узнали об обиде Лиз Трасс на короля Великобритании за критику в свой адрес
Мир
Япония нарастила импорт рыбы из РФ на 10% за первые полгода 2024

Композитор Алексей Рыбников: "Для свадеб и похорон писать выгоднее"

"Понимаете, композиторам всегда нужно писать музыку. А кто и когда их будет слушать - вопрос второй. Ответ на него зависит от общего интеллектуального и духовного уровня развития общества. Серьезная музыка, как, впрочем, и поэзия, никак не вписывается в рыночные отношения - она не приносит доходов. Сейчас гораздо выгоднее заниматься так называемым культурным обслуживанием населения: сочинять музыку для танцев и похорон, для пляжа и ресторана. Более тонкие формы искусства людям, увы, не очень нужны".
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Сегодня вечером на сцене Театра Гоголя в рамках "Красивых вечеров у Гоголя" состоится творческий вечер композитора Алексея Рыбникова. Вряд ли автор "Юноны" и "Авось", "Звезды и смерти Хоакина Мурьеты", опер, саундтреков, лауреат "Кинотавра", "Золотого Овна", "Ники", "Золотого орла" и Государственной премии нуждается в специальном представлении публике. С Алексеем Рыбниковым встретился обозреватель "Известий" Антон Помещиков.

известия: Почему вы так долго избегали публику? Что было причиной вашего затворничества?

Алексей Рыбников: Дело в том, что вся история постановки "Звезды и смерти Хоакина Мурьеты" выжала меня достаточно сильно. Спектакль заворачивали 11 раз, в чем только меня не обвиняли тогда... Так что та история меня несколько подкосила. Ну а потом начались такие времена, что людям не до музыки было...

известия: Несколько удивительна компания, которую вы выбрали для исполнения ваших песен на творческом вечере. Никогда бы не мог себе представить вашего союза с сибирскими панками...

Рыбников: Ну панками я бы их не стал называть - это отличные музыканты. Они называются ансамблем подводной музыки "Летучие рыбы", в который входят ударник "Гражданской обороны" Александр Андрюшкин и гитарист Александр Чесноков. Александр Андрюшкин помимо многолетней работы с Егором Летовым играет в Тюменском государственном ансамбле народных инструментов, так что панк он лишь отчасти. А нашел я их совершенно случайно. Для концертов, которые будут в декабре, я стал отслушивать разные варианты своих песен в исполнении самых разных музыкантов. Например, Константин Кинчев и "Алиса" записали песню на одну из мелодий из "Острова сокровищ", Борис Гребенщиков - песню из "Красной Шапочки", группа "Тайм-Аут" сделала песенку Лисы Алисы и Кота Базилио "Поле чудес" из "Приключений Буратино"...

Так вот, некие "Летучие рыбы" прислали мне свой вариант "Песни о звездах". После чего я сходил на их концерт, причем инкогнито. И я увидел, как горячо реагировали на них молодое и среднее поколения.

известия: После шума, поднятого постановкой в Большом "Детей Розенталя", ряд критиков сказал, что опера абсолютно несовременна как жанр, что она мертва. Вы согласны с этим?

Рыбников: Понимаете, композиторам всегда нужно писать музыку. А кто и когда их будет слушать - вопрос второй. Ответ на него зависит от общего интеллектуального и духовного уровня развития общества. Серьезная музыка, как, впрочем, и поэзия, никак не вписывается в рыночные отношения - она не приносит доходов. Сейчас гораздо выгоднее заниматься так называемым культурным обслуживанием населения: сочинять музыку для танцев и похорон, для пляжа и ресторана. Более тонкие формы искусства людям, увы, не очень нужны. Что же до оперы, думаю, что в своем классическом виде она должна существовать как музейная ценность. В Европе именно так относятся к классическим постановкам, бережно все в них сохраняя. Сейчас же одной музыкой обходиться уже нельзя. Я за синтетические жанры, когда на зрителя работают и музыка, и свет, и визуальные эффекты.

известия: Помимо подготовки к юбилейным концертам в декабре над чем вы сейчас еще работаете?

Рыбников: Пишу музыку для фильма Эльдара Рязанова "Андерсен", для картины Николая Лебедева "Волкодав" и для фильма Тиграна Кеосаяна "Заяц над бездной". Везде требуется разная музыка, симфоническая и не симфоническая. Параллельно заканчиваю постановку мюзикла "Приключения Буратино" по кинофильму, снятому в 70-х годах. Папу Карло у нас играет Лазарев-старший, черепаху Тортиллу - Светлана Немоляева, Федор Чеханков играет Дуремара, Анна Большова - Лису Алису.

известия: Как автор, создавший "Юнону" и "Авось", оценивает ту волну моды на мюзиклы, что прокатилась по нашим подмосткам и как-то вдруг спала?

Рыбников: С одной стороны, это был положительный опыт, поскольку это работает на цех, на дело. Но с другой стороны... Ведь все проекты мюзиклов, во всяком случае, большая их часть - это не собственные постановки, а повторение чужого опыта. Это продюсерское искусство, в которое не вложено никаких своих идей. И самое главное, чего часто нет в американских постановках, - так это хитов, мелодий, чтоб запоминались. В "Метро" была потрясающая энергетика, профессиональная режиссура. Но мне больше понравился "Норд-Ост", созданный Иващенко и Васильевым на нашем, родном материале и с нуля. В их музыке есть душевность и непосредственность. С точки зрения жанра мюзикла одной из лучших работ была "42-я улица". Но она провалилась, поскольку там не было хитов.

известия: Помимо ваших музыкальных занятий вы ведь входите в совет по культуре при президенте. Это формальная должность, или вы действительно можете как-то повлиять на его мнение и решения?

Рыбников: Нет, она не формальная. Нас в этом совете двадцать человек. На заседаниях, которые случаются два раза в году, мы высказываемся нелицеприятно и искренне.

известия: И что нелицеприятного последний раз сказали президенту?

Рыбников: Во время последней встречи - ничего. А вот в прошлый раз подняли тему творчества для детей. Ведь у нас не то чтобы детского телеканала нет, у нас и детских программ невероятно мало. Что им - сериалы про ментов смотреть? Кроме того, именно с нашей подачи повысили зарплату преподавателям консерваторий и музучилищ, а президент выделил деньги ведущим оркестрам страны.
Комментарии
Прямой эфир