Теннисист Андрей Чесноков: "Я слишком непокладистый для тренера"

известия: Со своими бывшими партнерами по национальной команде - Волковым, Кафельниковым, тренером Тарпищевым отношения поддерживаете?
Андрей Чесноков: Я с ними практически не общаюсь. Иногда созваниваемся с Кафельниковым, но очень редко. А с Волковым раз столкнулись в ресторане. Поговорили минут десять - как семья, дела. И все, о чем еще говорить-то?
известия: Неужели не о чем поговорить с бывшим товарищем?
Чесноков: Время нас разбросало в разные стороны. Саша сейчас работает с Тарпищевым, у них свой коллектив, а я в него не вхожу. Никто из теннисной федерации конкретного, интересного предложения мне не делал.
известия: Вам нужен контракт, сумма прописью?
Чесноков: В том числе. Как-то мне позвонили, говорят: приезжай в Москву на Кубок Федерации, будешь тренировать девочек. Приехал, прихожу на тренировку - раз, другой, третий... Встречаю Андрея Ольховского, спрашиваю: тебе деньги за работу заплатили? Он говорит: нет. После этого моя деятельность в сборной кончилась. Работать бесплатно, как было в совдеповские времена, я не согласен.
известия: А если вам поступит конкретное предложение?
Чесноков: Не поступит. Слишком уж у меня независимый характер. А людям это не нравится. Того же Волкова явно тянут - он был директором "Кубка Кремля", теперь вот в сборной... А я или Ольховский, наверное, слишком непокладистые.
известия: Несколько лет назад вы тренировали Марата Сафина...
Чесноков: Мы работали полтора месяца до "Ролан Гарроса", а потом он пригласил бывшего тренера Эдберга Тони Пикарда. Бывший агент Сафина Йон Цириак посчитал, что для тренировок на траве он подойдет больше. Меня даже не предупредили, Марат просто уехал и все. Я узнал об этом случайно, позвонил Сафину: "Правда?" - "Правда". "Что ж ты по-человечески не сказал, что уходишь?" - спрашиваю.
известия: Сафин был исполнительным учеником?
Чесноков: Когда Марат в глубокой яме, он начинает работать. А стоит пойти светлой полосе, тренировки получаются вполсилы. Такой уж характер. Мотивировать его снова может только новое падение.
известия: Для большинства болельщиков ваше имя ассоциируется с победой над Штихом в полуфинале Кубка Дэвиса-95. Вам часто ее напоминают?
Чесноков: Постоянно. Но мы тот матч и так помним, без напоминаний - и я, и Штих. В прошлом году мы встретились на ветеранском турнире. "Знаешь, - признался он, - то поражение подкосило меня". Интерес к теннису пропал, пришлось зачехлить ракетку...
известия: В вашей карьере было немало успехов - выход в полуфинал "Роллан Гарроса", выигрыш турнира из серии "супердевятки". Не обидно, что матч со Штихом заслонил все это?
Чесноков: Это естественно. В те времена на нашем телевидении теннис появлялся по большим праздникам. А выигрыш над Штихом видела вся страна.
известия: За ту победу президент Ельцин вручил вам орден Мужества. Вы в ту пору вообще, наверное, были обласканы властью?
Чесноков: Знакомство с президентом не дало мне ничего. Были только приемы в Кремле... Да я и сам не люблю ничего просить. Например, орден Мужества дает право на какие-то льготы. Но меня они никогда не интересовали, я боролся только за свои права.
известия: Какие?
Чесноков: Получать призовые в полном размере. Помню, на одном из турниров забрал все свои деньги. Приезжаю в Москву, иду в спорткомитет за паспортом, а мне говорят: получишь его, когда отдашь премиальные. Я тогда возразил: с какой стати? Мы жили на суточные, питались тушенкой и колбасой, а потом чиновники жировали на наши деньги. Или, скажем, играл я турнир "Бриллиантовая ракетка" в Антверпене. Вышел в финал, принес государству 150 тысяч долларов, а ко мне перед матчем с Макинроем подходит руководитель делегации и говорит: "Ты наговорил по телефону на 400 долларов, плати".
известия: Говорят, вы серьезно играли в шахматы?
Чесноков: Интересовался ими, скажем так. Много читал об игре, о шахматистах, собирал марки более двадцати лет. У меня была огромная коллекция - тысячи экземпляров. Но потом решил остановиться только на теннисных марках, а эти продал...
известия: Ваше сегодняшнее увлечение живописью идет от марок?
Чесноков: Это не увлечение, это - бизнес. Я выступаю в качестве посредника: покупаю картины в Европе, потом продаю их в России. Там сейчас появилось много зажиточных любителей живописи. Слежу за новостями с аукционов - "Сотби", "Кристи", изучаю рынок. Есть у меня и своя коллекция, картин 30: Муравьев, Серж Мако, Пожидаев, Удальцов, Сомов... Но это так, для души.
Тарпищев предпочел Южного
Если судить по итогам вчерашней жеребьевки матча Хорватия - Россия, то капитан нашей сборной Шамиль Тарпищев либо сознательно выбрал консервативный вариант состава, либо затеял со своим визави - капитаном хорватов Ники Пиличем - новую хитроумную тактическую игру. В результате жеребьевки первыми на синтетический корт в Сплите должны выйти второй номер хорватов Марио Анчич против Николая Давыденко, затем пройдет встреча Ивана Любичича с Михаилом Южным, в субботу пара Любичич / Анчич встретится с дуэтом Южный / Дмитрий Турсунов. А в воскресенье скрестят ракетки Любичич с Давыденко и Анчич с Южным.
Выбор хорватов был предсказуем на сто процентов. Анчич талантливее и разнообразнее великана Иво Карловича, которому уготована роль резервиста. А про 26-летнего Любичича и говорить не приходится - он лидер своей сборной, уже отметившийся в нынешнем розыгрыше. У Тарпищева больше возможностей для маневра. И если появление в составе Давыденко неудивительно, то заявка Южного - сюрприз. Казалось, второе место будет отдано либо финалисту недавнего турнира в Бухаресте и герою четвертьфинала с французами Андрееву, либо дебютанту Турсунову. Да и парное сочетание Южный / Турсунов подкупает разве что своей оригинальностью. Так что замены в последний момент не только возможны, но и очень вероятны.
Сергей Подушкин