Режиссер Иржи Менцель: "В чешском кино не будет ни "Титаника", ни русского пафоса"


известия: Вы размышляли над тем, почему "Оскар" в 1966-м достался именно вашему фильму?
Менцель: Я действительно не знаю, почему именно его выделили американские киноакадемики, может быть, на фоне других иностранных картин того года расклад предпочтений и вкусов сложился в пользу "Поездов". Вы ведь, наверное, согласитесь со мной, что далеко не все выдающиеся, даже великие фильмы ушли с экрана в киноархивы отмеченными "Оскарами", а фильм-лауреат, в свою очередь, вовсе не обязательно лучший. Так сложилось в тот год, и все.
известия: Тем не менее все остальные ваши работы, включая и "Жаворонков на нитке", удостоенных берлинского "Золотого медведя", и "Чонкина", остались фактически в тени "Поездов", первой полнометражной ленты молодого режиссера.
Менцель: Я бы с такой постановкой вопроса не согласился. Если какая-то моя картина не получила приза и даже не была ни на одном международном фестивале, это вовсе не значит, что она хуже тех же "Поездов". Знаете, не будь этой истории с "Оскаром", о "Поездах" тоже так бы не шумели. Думаю, любой режиссер рад, когда его работа кому-то понравилась, но надеюсь, меня не заподозрят в кокетстве, если скажу, что вполне индифферентно отношусь к успеху "Поездов".
известия: Вацлав Нецкарж, сыгравший там главную роль, к середине 60-х был уже известным в Чехословакии эстрадным певцом. Успех фильма, видимо, поспособствовал и его популярности?
Менцель: Ну да, он стал кумиром молодежи. Нецкарж и сегодня поет в пражском мюзик-холле, играет в "Кошках", например. Он стал вдвое плотнее того худенького юноши из "Поездов". Как бы замечательно он ни пел, сегодня у молодежи другие кумиры, это нормально.
известия: Чем вы объясняете взлет чехословацкого кино 60-х?
Менцель: Во-первых, экономические обстоятельства: если не ошибаюсь, ни одному из фильмов той волны не нужен был большой бюджет. Не было такой отвлекающей зрителей бешеной конкуренции со стороны телевидения, рекламы, бульварной прессы. К тому же для способных или, если угодно, талантливых авторов постоянно существовал этакий творческий вызов: прорваться через заслонку "можно-нельзя" или умело обойти ее.
известия: Оскароносный режиссер наверняка мог не раз эмигрировать из Чехословакии и определенно не затеряться в Голливуде. Как тот же Милош Форман, например. Вы этого не сделали, хотя вас фактически выдавливали из страны, не давая возможности снимать, - это после вашего призыва не допускать на международные кинофестивали страны - участницы Варшавского договора.
Менцель: Я бы сказал, у Формана просто другая судьба, не моя. Он хотел уехать, я - нет. Не знаю, правильно ли меня поймут, если скажу, что всегда чувствовал: дома под ногами твердая земля, как бы ни чудили коммунисты, находившиеся у власти. Бывало, жалел, что не уехал, потом менял мнение. Сейчас уверен - жизнь на родине сложилась интереснее, хоть и понимаю, конечно, что никто не знает, к чему привел бы иной сюжет.
известия: Находясь в режиссерском простое, вы довольно много снимались как актер и как-то даже получили премию Чикагского фестиваля за лучшую мужскую роль в фильме Веры Хитиловой...
Менцель: И что? Хотите услышать, какие чувства охватывают режиссера, оказавшегося в актерской шкуре? Я вправе ответить только за себя: снимаясь как актер, невольно, без всякой задней мысли наблюдаю за действиями режиссера и радуюсь, что не нахожусь на его месте. Не думаю, что это ощущение следует называть злорадством.
известия: Вы ходите в кинотеатр?
Менцель: Редко. Но только потому, что у меня дома большая видеотека. Мои личные предпочтения - американское кино 30-40-х годов, не ошибетесь, если вспомните о Чаплине. В Чехии сейчас снимают ежегодно 20 фильмов, которые, разумеется, отражают ментальность живущих здесь людей. У нас никогда не станут снимать фильмы всех жанров. Не появится "Титаник", не будет моря крови американских или азиатских боевиков, чрезмерного пафоса русских или польских картин. Это чешское кино - ироничное, с сюжетом порой на грани безумия.
известия: Отсюда ваш интерес к Чонкину, этакому русскому Швейку?
Менцель: Каждое сравнение относительно, и Чонкин, во всяком случае для меня, совсем не Швейк. Если хотите, Гашек не любит своих героев - в отличие от Войновича. Но я считаю, что в поисках хорошего сценария не обязательно обращаться к зарубежной литературе, есть и своя.
известия: Например, Кундера, которым зачитывается весь мир?
Менцель: Видите ли, Кундера преподавал у меня в школе, и мы, конечно, не догадывались, что оценки в дневнике ставит великий писатель. Этот барьер между учеником и учителем скорее всего непреодолим, навряд ли я когда-нибудь решусь экранизировать его произведения. Вот с автором рассказа "Поезда под особым контролем" Богумилом Грабалом у меня другие отношения. Поэтому вскоре после Нового года начну снимать фильм по его роману "Я обслуживал английского короля".
известия: Все же есть у Менцеля критерий интересного кино, отличающего этот конкретный фильм от всякого иного?
Менцель: Конечно есть. Мой критерий: если зритель готов смотреть фильм до конца, ни на что не отвлекаясь. Особенно если на улице солнце, можно тут же поплавать в бассейне, позагорать... Как со мной было летом в номере американского отеля, когда я машинально включил телевизор и увидел "Дорогу" Феллини, которую смотрел несчетное число раз. И стал смотреть снова. Потом пришел товарищ, сел рядом, и мы, не отрываясь на глоток виски с содовой, смиренно досмотрели до конца.